Виды школьных и студенческих проектов: чем отличаются и какой выбрать

Рассмотрим кратко классификацию школьных и студенческих проектов. Классифицировать их можно по нескольким характеристикам:

По виду проектной деятельности (по ведущей деятельности)

Основные типы проектных работ, выполняемых в школах, колледжах, техникумах по виду проектной деятельности

Творческий проект – данный вид проектной работы предполагает создание творческого продукта по теме работы. К такому типу проекта можно отнести:

  • создание картины (иллюстрации);
  • сочинение сказки, стиха или иного литературного произведения;
  • сочинение музыкального произведения;
  • создание короткометражного фильма (или мультфильма);
  • постановка;
  • и т. д.

Творческий продукт должен быть выполнен учащимся самостоятельно, если это индивидуальный проект или группой учащихся, если он групповой, либо при содействии учащихся, если этого требует реализация творческого продукта.

В большинстве случаев творческие проекты выполняются по музыке, ИЗО, искусству, МХК.

Примером творческого проекта является создание картины, стихотворения, постановки.

Исследовательский проект – предполагает проведение исследования в ходе выполнения проектной работы.

Целью исследовательского проекта является всестороннее и достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке научных принципов и методов познания, кроме того, в большинстве проектных работ по результатам проведённого исследования предлагаются рекомендации, направленные на положительные изменения (например, снижение зависимости подростков от социальных сетей, улучшение экологической обстановки, повышение урожайности сельхозкультуры и т. д.).

Исследовательская часть является практической (исследовательской) и выполняется учащимся (группой учащихся) и может иметь различные направления, например:

  • естественно-научное;
  • исследования в гуманитарных областях (при этом проект, выполняемый школьником, может выходить за рамки школьной программы и выполняться, например, по психологии, социологии, экологии и т. д.);
  • культурологическое;
  • научно-технические;
  • общественно-историческое;
  • психологическое;
  • социальное;
  • экономическое.

Направление исследования не указывается в проектной (исследовательской) работе, но при этом влияет на методы исследования и само практическое исследование.

Отличительной чертой исследовательского проекта является наличие гипотезы, которая выдвигается в начале работы над проектом (указывается во введении), и во время выполнения исследования (практической главы) она либо подтверждается, либо опровергается (указывается в заключении проектной работы).

Исследовательский проект может быть выполнен практически по любому предмету (дисциплине).

Примером исследовательского проекта является исследование числовых суеверий, влияния социальных сетей на молодёжь, уровня жизни, героев Сталинградской битвы и так далее, данный тип проектных работ наиболее обширный.

Информационный проект – предполагает сбор, обработку и анализ информации об объекте, явлении, событии и т. д.

В информационном проекте отсутствует полноценное деление на теоретический и практический раздел (главы), так как в большинстве случаев вся работа является теоретической и строится на основе анализа информационных источников.

Информационный проект не предполагает проведение опытов, тестов, анкетирования и других видов практического исследования, при этом предполагает исследование информационных источников по теме проектной работы, такими источниками могут являться:

  • книги (художественные, научные);
  • периодические издания;
  • официальные сайты и различные ресурсы в Интернете по теме проекта;
  • архивные издания.

В некоторых случаях для полноценного раскрытия информации может быть проведён опрос человека, обладающего информацией по теме проектной работы.

Примером информационного проекта является, например, изучение особенности творчества какого-либо поэта, изучение истории появления какого-либо праздника и так далее.

Конструкторский проект – вид проектной работы продуктом проектной деятельности которого является материальный объект (макет, механизм, модель, конструкторское изделие).

Текстовая часть конструкторского проекта является описанием изготовленного изделия (модели), а также научное обоснование его изготовления и применения, иными словами, в тексте проектной работы должна быть дана развёрнутая характеристика изделия (модели), описано, в какой области она будет применяться, чем отличается от похожих изделий (если они существуют), а также описан поэтапный план создания (желательно сопровождаемый фото или видеофиксацией, которая в дальнейшем может быть использована на презентационном этапе или на защите проекта).

Примером конструкторского проекта является разработка действующей модели (в миниатюре) транспортного средства, робота, какого-либо устройства и так далее, главным в данном случае является самостоятельная разработка обучающегося (или группы обучающихся).

Практико-ориентированный (социальный или прикладной) проект – к данному типу проектов относятся работы, имеющие социальную направленность, рассматривающие какие-либо социально значимые темы и направления, к таким направлениям можно отнести, например, экологию, социологию, охрану животных и т. д.

В практической главе помимо самостоятельного рассмотрения какой-либо социально значимой темы следует представить рекомендации по её полному или частичному преодолению.

Результатом социального (практико-ориентированного) проекта может выступать: пакет рекомендаций, буклет, брошюра, проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д.

Примером практико-ориентированного проекта является изучение экологической ситуации в стране, регионе, населённом пункте и рекомендации по её улучшению, изучение уровня жизни в какой-либо стране (данная тема также может быть и исследовательской), влияние деятельности человека на животный мир и так далее.

Игровой или ролевой проект – работа над данным видом проектной работы заключается в изучении и обыгрывании какого-либо исторического события или отрывка из литературного произведения.

Игровой (ролевой) проект является наиболее сложный как в разработке, так и в реализации видом проектной деятельности, так как предполагает помимо участия нескольких человек некое театрализованное представление (инсценировка).

Дополнительные типы проектных работ по виду проектной деятельности

Инженерный проект – данный вид проектных работ подразумевает разработку инженерного решения какого-либо объекта, конструкции, детали с описанием и научным обоснованием его применения.

Данный вид проектной работы также подразумевает анализ литературных источников по теме работы, который должен быть представлен в первой (теоретической) главе проекта.

Вторая глава является практической, в ней должен быть представлен расчёт и обоснование инженерного решения.

Продуктом проектной деятельности в данном виде проектной работы является чертёж (комплект чертежей), макет и т. д.

Примером инженерного проекта может является создание чертежа образовательной организации, в которой обучается автор или какого-либо иного здания (сооружения) и т. д.

Бизнес-план – вид проектной работы подразумевающий разработку бизнес-плана предприятия.

Данный вид проектной работы в зависимости от требований учебной организации может быть выполнен:

  1. С теоретической частью, в которой анализируются литературные источники по теме исследования. Практическая глава является разрабатываемым бизнес-планом.
  2. Без теоретической главы при такой структуре проекта, работа полностью состоит из разрабатываемого бизнес-плана.

Какой из вариантов выполнять, следует уточнить у научного руководителя (куратора) или посмотреть в положении по написанию проектной работы.

Бизнес-план должен быть выполнен по всем требованиям, присущим данному виду документа:

  • резюме.
  • описание разрабатываемого предприятия.
  • цели и задачи разрабатываемого предприятия.
  • продукция/услуга разрабатываемого предприятия.
  • анализ рынка.
  • маркетинг.
  • план производства товаров/услуг.
  • персонал.
  • источники и объём требуемых средств для открытия предприятия.
  • оценка риска.
  • финансовый план (бюджет).

Примером проектной работы в виде бизнес-плана может быть, например, бизнес-план по открытию мастерской по ремонту компьютеров и телефонов, бизнес-план прачечной самообслуживания или бизнес-план производства чего-либо.

Виды проектных работ по предметно-содержательной области

По предметно-содержательной области или по количеству предметов, которые охватывает проект, они подразделяются на:

Монопроекты – данный вид проектной работы выполняется в рамках одного предмета.

К монопроектам можно отнести проектные работы выполняемые по таким темам как:

Русский язык

Слова-омонимы в морфологии русского языка

История

Ледовое побоище

Юриспруденция

Права и свободы человека и гражданина.Особенности их реализации в Российской Федерации

Межпредметные – это проектные работы, которые выполняются в рамках нескольких смежных предметов, в большинстве случаев 2-3 предмета.

К межпредметным можно отнести проектные работы, выполненные по следующим предметам:

Биология и психология

Натуральные антидепрессанты

История и экономика

Возникновение и эволюция денег на Руси

Химия и биология

Химия против вирусов

Внепредметные (надпредметные) – к данному типы относятся проектные работы область написания, которых не относятся ни к одному из предметов.

К внепредметным (надпредметным) можно отнести проектные работы, выполненные по следующим темам (если данных предметов нет в программе образовательной организации):

Экономика

Доход и уровень жизни

Астрономия

Применение цефеид для определения расстояния между галактиками

Психология

Психологические отклонения у подростков

Виды проектных работ по количеству участников

По количеству участников, которые работают над проектом:

  • индивидуальные – проект выполняется одним учащимся;
  • групповые – над выполнением проекта работает несколько учащихся;
  • классные – в работе над проектом задействован весь класс.

Виды проектных работ по по составу учащихся

Также можно разделить проектные работы по составу учащихся (по характеру контактов между авторами проекта):

  • внутриклассные – все учащиеся, работающие над проектом, учатся в одном классе;
  • внутришкольные – все принимающие участие в работе над проектом учащиеся учатся в одной школе;
  • региональные – в состав участников входят учащиеся из разных школ, проживающие в одном районе;
  • межрегиональные – над проектом работают учащиеся, проживающие в разных районах одной области, края, республики, автономного округа, или ученики, проживающие в разных субъектах Российской Федерации;
  • международные – участниками работы над проектом являются учащиеся из разных стран.
Интерактивная классификация проектных работ


5 темы проектных (исследовательских) работ по Истории

Описание теоретической, практической главы, а также продукта проектной деятельности

Реклама

Опрос

© Copyright 2019-2022, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ.