Виды школьных и студенческих проектов: чем отличаются и какой выбрать

Рассмотрим кратко классификацию школьных и студенческих проектов. Классифицировать их можно по нескольким характеристикам:

По виду проектной деятельности (по ведущей деятельности)

Основные типы проектных работ, выполняемых в школах, колледжах, техникумах по виду проектной деятельности

Творческий проект – данный вид проектной работы предполагает создание творческого продукта по теме работы. К такому типу проекта можно отнести:

  • создание картины (иллюстрации);
  • сочинение сказки, стиха или иного литературного произведения;
  • сочинение музыкального произведения;
  • создание короткометражного фильма (или мультфильма);
  • постановка;
  • и т. д.

Творческий продукт должен быть выполнен учащимся самостоятельно, если это индивидуальный проект или группой учащихся, если он групповой, либо при содействии учащихся, если этого требует реализация творческого продукта.

В большинстве случаев творческие проекты выполняются по музыке, ИЗО, искусству, МХК.

Примерами творческого проекта могут выступать: создание картины (в том числе с использованием компьютерных программ), написание литературного произведения, создание фотографий, имеющих художественную составляющую, результаты декоративно-прикладного творчества (хохлома, гжель и т. д.).

Исследовательский проект – предполагает проведение исследования в ходе выполнения проектной работы.

Целью исследовательского проекта является всестороннее и достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке научных принципов и методов познания, кроме того, в большинстве проектных работ по результатам проведённого исследования предлагаются рекомендации, направленные на положительные изменения (например, снижение зависимости подростков от социальных сетей, улучшение экологической обстановки, повышение урожайности сельхозкультуры и т. д.).

Исследовательская часть является практической (исследовательской) и выполняется учащимся (группой учащихся) и может иметь различные направления, например:

  • естественно-научное;
  • исследования в гуманитарных областях (при этом проект, выполняемый школьником, может выходить за рамки школьной программы и выполняться, например, по психологии, социологии, экологии и т. д.);
  • культурологическое;
  • научно-технические;
  • общественно-историческое;
  • психологическое;
  • социальное;
  • экономическое.

Направление исследования не указывается в проектной (исследовательской) работе, но при этом влияет на методы исследования и само практическое исследование.

Отличительной чертой исследовательского проекта является наличие гипотезы, которая выдвигается в начале работы над проектом (указывается во введении), и во время выполнения исследования (практической главы) она либо подтверждается, либо опровергается (указывается в заключении проектной работы).

Исследовательский проект может быть выполнен практически по любому предмету (дисциплине).

Примером исследовательского проекта является исследование числовых суеверий, влияния социальных сетей на молодёжь, уровня жизни, героев Сталинградской битвы и так далее, данный тип проектных работ наиболее обширный.

Информационный проект – предполагает сбор, обработку и анализ информации об объекте, явлении, событии и т. д.

В информационном проекте отсутствует полноценное деление на теоретический и практический раздел (главы), так как в большинстве случаев вся работа является теоретической и строится на основе анализа информационных источников.

Информационный проект не предполагает проведение опытов, тестов, анкетирования и других видов практического исследования, при этом предполагает исследование информационных источников по теме проектной работы, такими источниками могут являться:

  • книги (художественные, научные);
  • периодические издания;
  • официальные сайты и различные ресурсы в Интернете по теме проекта;
  • архивные издания.

В некоторых случаях для полноценного раскрытия информации может использоваться информация представленная:

  1. В музеях, на выставках или ярмарках.
  2. В кино, на телевидении.
  3. На радио, в аудиозаписях.

При использовании данных источников информации в списке литературы они не указываются, при этом желательно указание данных источников в тексте проектной работы.

Помимо представленных источников информации, для полноценного раскрытия темы может быть проведён опрос человека, обладающего информацией по теме проектной работы.

Примером информационного проекта является, например, изучение особенности творчества какого-либо поэта, изучение истории появления какого-либо праздника и так далее.

Конструкторский проект – вид проектной работы продуктом проектной деятельности которого является материальный объект (макет, механизм, модель, конструкторское изделие).

Текстовая часть конструкторского проекта является описанием изготовленного изделия (модели), а также научное обоснование его изготовления и применения, иными словами, в тексте проектной работы должна быть дана развёрнутая характеристика изделия (модели), описано, в какой области она будет применяться, чем отличается от похожих изделий (если они существуют), а также описан поэтапный план создания (желательно сопровождаемый фото или видеофиксацией, которая в дальнейшем может быть использована на презентационном этапе или на защите проекта).

Примером конструкторского проекта является разработка действующей модели (в миниатюре) транспортного средства, робота, какого-либо устройства и так далее, главным в данном случае является самостоятельная разработка обучающегося (или группы обучающихся).

Практико-ориентированный (социальный или прикладной) проект – к данному типу проектов относятся работы, имеющие социальную направленность, рассматривающие какие-либо социально значимые темы и направления, к таким направлениям можно отнести, например, экологию, социологию, охрану животных и т. д.

В практической главе помимо самостоятельного рассмотрения какой-либо социально значимой темы следует представить рекомендации по её полному или частичному преодолению.

Результатом социального (практико-ориентированного) проекта может выступать: пакет рекомендаций, буклет, брошюра, проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д.

Примером практико-ориентированного проекта является изучение экологической ситуации в стране, регионе, населённом пункте и рекомендации по её улучшению, изучение уровня жизни в какой-либо стране (данная тема также может быть и исследовательской), влияние деятельности человека на животный мир и так далее.

Игровой (ролевой) проект – работа над данным видом проектной работы заключается в изучении и обыгрывании какого-либо исторического события или отрывка из литературного произведения.

Игровой (ролевой) проект является наиболее сложный как в разработке, так и в реализации видом проектной деятельности, так как предполагает помимо участия нескольких человек некое театрализованное представление (инсценировка).

Дополнительные типы проектных работ по виду проектной деятельности

Инженерный проект – данный вид проектных работ подразумевает разработку инженерного решения какого-либо объекта, конструкции, детали с описанием и научным обоснованием его применения.

Данный вид проектной работы также подразумевает анализ литературных источников по теме работы, который должен быть представлен в первой (теоретической) главе проекта.

Вторая глава является практической, в ней должен быть представлен расчёт и обоснование инженерного решения.

Продуктом проектной деятельности в данном виде проектной работы является чертёж (комплект чертежей), макет и т. д.

Примером инженерного проекта может является создание чертежа образовательной организации, в которой обучается автор или какого-либо иного здания (сооружения) и т. д.

Бизнес-план – вид проектной работы подразумевающий разработку бизнес-плана предприятия.

Данный вид проектной работы в зависимости от требований учебной организации может быть выполнен:

  1. С теоретической частью, в которой анализируются литературные источники по теме исследования. Практическая глава является разрабатываемым бизнес-планом.
  2. Без теоретической главы при такой структуре проекта, работа полностью состоит из разрабатываемого бизнес-плана.

Какой из вариантов выполнять, следует уточнить у научного руководителя (куратора) или посмотреть в положении по написанию проектной работы.

Бизнес-план должен быть выполнен по всем требованиям, присущим данному виду документа:

  • резюме.
  • описание разрабатываемого предприятия.
  • цели и задачи разрабатываемого предприятия.
  • продукция/услуга разрабатываемого предприятия.
  • анализ рынка.
  • маркетинг.
  • план производства товаров/услуг.
  • персонал.
  • источники и объём требуемых средств для открытия предприятия.
  • оценка риска.
  • финансовый план (бюджет).

Примером проектной работы в виде бизнес-плана может быть, например, бизнес-план по открытию мастерской по ремонту компьютеров и телефонов, бизнес-план прачечной самообслуживания или бизнес-план производства чего-либо.

Инновационный проект – данный тип проекта подразумевает создание и внедрение инноваций (новшеств), которые позволят создать или изменить какую-либо систему:

  • информационную;
  • социальную;
  • технологическую;
  • экономическую.

Результат инновационного проекта разнообразен и может заключаться в повышении качества производства продукции, предоставления услуг, снижении ресурсов на производство товаров (к ресурсам относятся – производственные, экономические и человеческие), при этом любая инновация должна иметь коммерческое обоснование, в ином случае проект превращается в социальный.

Данный вид проекта предполагает описание предлагаемой инновации, сравнение с конкурентами (при наличии), преимущества, особенности внедрения, необходимые ресурсы для реализации предложенной инновации.

Примером инновационного проекта может является: внедрение новых технологий в производство товаров, которые позволят снизить затраты на их изготовление или повысят качество; разработка нового продукта; предложения по замещению человеческого труда машинным; модернизация существующего продукта и т. д.

Инновационный проект схож с бизнес-планом, но в отличие от бизнес-плана не предполагает открытие нового предприятия (организации, компании), а лишь внедрение различного рода инновации.

Виды проектных работ по предметно-содержательной области

По предметно-содержательной области или по количеству предметов, которые охватывает проект, они подразделяются на:

Монопроекты – данный вид проектной работы выполняется в рамках одного предмета.

К монопроектам можно отнести проектные работы выполняемые по таким темам как:

Русский язык

Слова-омонимы в морфологии русского языка

История

Ледовое побоище

Юриспруденция

Права и свободы человека и гражданина.Особенности их реализации в Российской Федерации

Межпредметные – это проектные работы, которые выполняются в рамках нескольких смежных предметов, в большинстве случаев 2-3 предмета.

К межпредметным можно отнести проектные работы, выполненные по следующим предметам:

Биология и психология

Натуральные антидепрессанты

История и экономика

Возникновение и эволюция денег на Руси

Химия и биология

Химия против вирусов

Внепредметные (надпредметные) – к данному типы относятся проектные работы область написания, которых не относятся ни к одному из предметов.

К внепредметным (надпредметным) можно отнести проектные работы, выполненные по следующим темам (если данных предметов нет в программе образовательной организации):

Экономика

Доход и уровень жизни

Астрономия

Применение цефеид для определения расстояния между галактиками

Психология

Психологические отклонения у подростков

Виды проектных работ по количеству участников

По количеству участников, которые работают над проектом:

  • индивидуальные – проект выполняется одним учащимся;
  • групповые – над выполнением проекта работает несколько учащихся;
  • классные – в работе над проектом задействован весь класс.

Виды проектных работ по по составу учащихся

Также можно разделить проектные работы по составу учащихся (по характеру контактов между авторами проекта):

  • внутриклассные – все учащиеся, работающие над проектом, учатся в одном классе;
  • внутришкольные – все принимающие участие в работе над проектом учащиеся учатся в одной школе;
  • региональные – в состав участников входят учащиеся из разных школ, проживающие в одном районе;
  • межрегиональные – над проектом работают учащиеся, проживающие в разных районах одной области, края, республики, автономного округа, или ученики, проживающие в разных субъектах Российской Федерации;
  • международные – участниками работы над проектом являются учащиеся из разных стран.
Интерактивная классификация проектных работ


Реклама


Я отдыхаю... можно мне не мешать...

Помощь с работами

поможем выполнить уникальную работу

Опрос

Мешает ли Вам реклама на сайте?

Анонимный опрос в нашем Телеграм-канале

© Copyright 2019-2024, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание индивидуальных проектов, а также проектных работ.