Тестирование – вид практического исследования проводимый с использованием различных методик применяемых при психологическом и педагогическом исследовании.
Тестирование по методикам в проектной (исследовательской) работе
Под методикой исследования следует понимать совокупность способов и приёмов организации и проведения исследования, а также этапы их применения и порядок интерпретации полученных в ходе исследования данных.
Особенности проведения тестирования при выполнении проектной работы
При подготовке и проведении тестирования во время выполнения проектной работы существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать:
- Главное - необходимо уметь работать с методиками, понимать основы их применения и как правильно обрабатывать полученные результаты, иначе выводы, сделанные на основе неверных результатов, также будут неверны, соответственно и вся практическая часть в проектной (исследовательской) работе.
Как правильно работать с методиками можно узнать у человека, который обладает такими знаниями, найти в книгах или ознакомится с этим в интернете.
- Подобранная для применения методика (методики) должна соответствовать задачам проектной (исследовательской) работы, а также соответствовать возрасту участников.
Каждая методика имеет описание, в котором указана как цель её применения, так и если она рассчитана на определённый возраст он также указывается.
- Если проектная работа выполняется школьником (или несовершеннолетним) и участниками будут также несовершеннолетние, для правильного проведения следует привлечь педагога.
Желательно также утвердить перечень методик, которые будут применяться в ходе тестирования.
- В том случае если план работы над проектной (исследовательской) работой предполагает проведение 3-х этапов исследования (констатирующий, формирующий и контрольный) и проектная работа выполняется школьником (или несовершеннолетним) следует утверждать у руководителя (куратора) занятия, которые будут проводиться с участниками тестирования.
Разработка перечня занятий и их проведение с испытуемыми является основным этапом работы при выполнении проектной (исследовательской) работы, состоящей из 3-х этапов исследования, от правильности подобранных занятий зависит итоговый результат.
- Перед проведением тестирования обязательно следует ознакомить испытуемых с правилами заполнения опросных листов, иначе данные могут быть неверными или совсем не подлежать интерпретации.
- Следует сохранять все результаты тестирований (опросные листы) до полной защиты проектной работы, это позволит при необходимости проверить правильность представленных в проекте данных.
Структура практической части проектной работе с результатами тестирования
Варианты структурирования второй главы с анализом исследования по методикам
При выполнении проектной (исследовательской) работы в практической части, которой предполагается анализ проведённого тестирования следует придерживаться следующей структуры:
1 Вариант – в том случае если предполагается проведение тестирования и разработка рекомендаций на основе полученных результатов:
- параграф 2.1 (первый параграф второй главы) – описание (характеристика) методик (методики) используемых при проведении тестирования, а также характеристика участников тестирования и база исследования (организация где будет проходить исследование, например, МОУ СОШ № #).
При указании участников тестирования даются обобщённые данные об участниках.
- параграф 2.2. (второй параграф второй главы) – анализ полученных во время тестирования результатов, с обязательными самостоятельными выводами.
Желательно полученные после интерпретации результаты представить в тексте работы, а исходные результаты сведённые в таблицы, представить в приложении к проектной работе, таким образом, будет понятно, что работа выполнена самостоятельно, и кроме того можно убедиться в правильности результатов.
- параграф 2.3 (третий параграф второй главы) – рекомендации, разработанные по результатам проведённого тестирования, рекомендации напрямую зависят от темы проектной (исследовательской) работы, а также результатов тестирования.
В качестве рекомендаций могут быть представлены занятия, игры, советы и т. д.
Вариант 2 – в том случае если выполнение практической главы проектной работы подразумевает проведение исследования, состоящего из 3-х этапов (констатирующий, формирующий и контрольный):
- параграф 2.1 – в этом параграфе даётся характеристика методик (методики), которые будут использованы на констатирующем и контрольном этапах исследования, а также характеристика участников исследования и база исследования, организация где проводится исследование (например, МОУ СОШ № #).
- параграф 2.2 – в этом параграфе представляются результаты исследования по выбранным методикам, даётся характеристика полученным результатам и определяются проблемы участников исследования, которые должны быть решены в соответствии с темой проектной (исследовательской) работы.
- параграф 2.3 – в этом параграфе представляются разработанные занятия, упражнения, игры и т. д. которые будут проводиться с участниками исследования, следует давать полную характеристику (описание), например, если разработаны игры, следует описать: ход, правила.
- параграф 2.4. – в этом параграфе представляются результаты проведённых занятий, игр, упражнений разработанных и представленных в параграфе 2.3. В данном параграфе помимо простого представления полученных результатов следует представить сравнение «До» и «После», которое поможет наглядно отразить произошедшие изменения.
Особенностью данного варианта выполнения исследования с использованием методик также может быть не просто исследование из 3-х этапов, но также разделение испытуемых на 2 группы (контрольную – группа с которой разработанные занятия, игры, упражнения не проводятся и экспериментальную – группа с которой проводятся разработанные занятия, упражнения, игры) и помимо анализа изменений произошедших в экспериментальной группе, её также сравнивают с контрольной, чем выявляют эффективность (неэффективность) предложенных рекомендаций.
Какой из вариантов выполнения практической главы проектной (исследователькой) работы выбрать
Более лёгким является Вариант 1, поэтому обучающимся в школе и коллеже (кроме специальностей медицинской направленности) рекомендуется выбирать его.
Вариант 2 является прерогативой обучающихся в высших учебных заведениях, так как только они могут полноценно провести апробацию разработанных рекомендаций, а также уже имеют достаточный уровень знаний для работы как с методиками, так и с участниками эксперимента.
Способы обработки тестирования по методикам для выполнения практической главы
Для анализа полученных в ходе проведения исследования по методикам данных могут быть использованы:
- Специализированные программы – рассчитаны на определённые психологические или педагогические тесты.
- Программы для анализа статистических данных: Minitab, Matlab, Excel и другие.
- Онлайн-сервисы, в интернете на сегодняшний день можно найти сервисы, позволяющие проанализировать результаты проведённого тестирования.
Варианты представления (примеры) тестирования с использованием методик в проектной работе
Для примера будет использована проектная (исследовательсткая) работа и магистерская диссертация по психологии, так будет нагляднее различие и, соответственно, понятнее, почему Вариант 1 ранее описанный более подходит для выполнения в школе.
Данное мнение является личным мнением администрации сайта и не является обязательным к выполнению.
Рассмотрим подробно структуру практической главы проектной (исследовательской) работы школьника, в которой проводится анализ данных тестирования с использованием методик:
План главы – план состоит из 3 параграфов:
- характеристика методик и участников исследования;
- анализ результатов проведенного исследования;
- разработанные рекомендации.
Пример плана проектной работы с проведением тестирования
Пример параграфа 2.1, в котором дана характеристика участников представлен на рисунке ниже.
Пример параграфа 2.1 проектной работы с проведением тестирования
Пример параграфа 2.2 с результатами и выводами сделанными по результатам проведения исследования с использованием методик представлен ниже.
Пример параграфа 2.2 проектной работы с проведением тестирования
Как видно из представленных примеров результаты тестирования представляются в обобщённом виде, кроме того, после каждой диаграммы представлены выводы, сделанные автором на основе полученных результатов согласно их интерпретации.
Параграф 2.3 – в примере в данном параграфе представлены рекомендации, разработанные на основании полученных в ходе исследования результатов, школьные работы не предполагают апробации (внедрения разработанных рекомендаций), поэтому дальнейшее исследование является нецелесообразным.
Пример параграфа 2.3 проектной работы с рекомендациями на основании тестирования
Дальнейшее исследование может проводиться лишь при непосредственном участии руководителя (куратора) или иного педагога, который будет проверять, какие занятия и как проводятся и, соответственно, будет нести ответственность за проводимый педагогический (психологический) эксперимент.
Практическое исследование в виде тестирования по методикам (эмпирическое исследование) проводимое в высших учебных заведениях имеет более сложную структуру, рассмотрим её подробнее:
Параграф 2.1 – в нём описывается организация и планирование эмпирического исследования указывается:
- цель его проведения;
- объект;
- предмет;
- задачи эмпирического исследования;
- кто является участниками, а также база исследования;
- диагностические методики (методики, которые были использованы при проведении исследования).
Пример данного параграфа из магистерской диссертации приведён ниже.
Примеры параграфа 2.1 с тестированием из магистерской диссертации
Параграф 2.2 – в данном параграфе представляются данные констатирующего этапа эксперимента, все результаты представляются в обобщённом виде, исходные (первичные) результаты обычно приводятся в приложении (приложениях).
Обобщённые данные, приведённые в виде таблиц и диаграмм, представляются с самостоятельно сделанными выводами, на основании которых разрабатываются рекомендации.
Пример параграфа 2.2 из магистерской диссертации приведён ниже.
Примеры параграфа 2.2 с тестированием из магистерской диссертации
Параграф 2.3 – предполагает описание проведения занятий (игр, упражнений) корректирующих выявленные отклонения в параграфе 2.2 с участниками исследования. Все проводимые занятия (игры, упражнения) описываются подробно, так чтобы при необходимости их могли повторить.
Пример параграфа с формирующим этапом эксперимента из магистерской диссертации приведён ниже.
Примеры параграфа 2.3 с тестированием из магистерской диссертации
Данный этап эксперимента является формирующим.
Параграф 2.4 – описание контрольного этапа эксперимента.
В данном параграфе представляются результаты повторного исследования по выбранным методикам после проведения с участниками исследования корректирующих занятий (игр, упражнений).
Пример параграфа 2.4 из магистерской диссертации приведён ниже.
Пример параграфа 2.4 с тестированием из магистерской диссертации
В магистерских работах, в которых проводится тестирование по методикам, в обязательном порядке в приложении представляются первичные данные (пример представлен ниже).
Пример приложения с исходными данными в магистерской диссертации с тестированием
Представленная структура практического исследования в работах, выполняемых обучающимися в высших учебных заведениях, является примерной и может отличаться в зависимости от темы работы, требования методического пособия и пожеланий научного руководителя, при этом вся указанные данные отражаются в работе.
Алгоритм выполнения тестирования по методикам в проектной (исследовательской) работе
Для выполнения практического исследования с применением методик (психологических, педагогических) желательно придерживаться следующего алгоритма (этапов):
- Выполняется введение и теоретическая часть – данный этап является первым независимо от типа практического исследования в проектной работе.
- Поиск диагностических методик (или методики) – на данном этапе необходимо подобрать методики, которые будут подходить под тему исследования. При необходимости подобранные диагностические методики следует утвердить у руководителя (куратора).
- Поиск участников исследования – на данном этапе следует подобрать группу (или две) подходящих под исследование людей: по возрасту, полу, семейному положению и т.д.
- Проведение диагностического тестирования – на данном этапе проводится само тестирование с применением выбранных ранее методик, все результаты сохраняются по каждому испытуемому, далее их следует представить в приложении.
- Анализ полученных в ходе тестирования данных – все полученные результаты следует проанализировать и сделать выводы на их основе.
- Разработка рекомендаций – на данном этапе на основе полученных в ходе тестирования результатах разрабатываются рекомендации (например, корректирующие занятия, упражнения, игры). Если для выполнения практического исследования в проектной работе необходимо внедрение (проведение занятий, упражнений, игр) разработанных рекомендаций их желательно утвердить у руководителя (куратора).
- Внедрение разработанных рекомендаций (формирующий этап эксперимента) – на данном этапе проводятся корректирующие занятия (упражнения) с участниками исследования. Если в эксперименте принимают участие 2 группы, то разработанные занятия проводятся только с экспериментальной группой.
- Повторная диагностика – на данном этапе проводится повторная диагностика по выбранным методикам, для определения эффективности разработанных рекомендаций, данные по участникам так же сохраняются по отдельности.
- Анализ полученных результатов и их сравнение с полученными до и после формирующего этапа эксперимента.
- Подготовка практический (исследовательской) части проектной работы – на данном этапе подготавливается вторая глава проектной (исследовательской) работы, то есть текстовая часть со всеми полученными результатами и самостоятельными выводами.
Ошибки при подготовке практического исследования с тестированием по методикам
При выполнении практической части с анализом результатов тестирования можно допустить следующие ошибки:
- Неверно выбраны методики – это самая грубая ошибка, исправить её можно лишь выполнив исследование заново с применением подходящих методики.
- Не представлена характеристика выбранных методик, выборки и базы исследования – всё это должно располагаться в первом параграфе второй (практической) главы.
- Не представлен самостоятельный анализ результатов проведения исследования по методикам, представлены только результаты, сведённые в таблицы или рисунки (диаграммы) – выполнение практической главы с проведением исследования по методикам подразумевает не только выявления умения обучающегося правильно применять и интерпретировать результаты методик, но и умение их анализировать и делать самостоятельные выводы.
- Отсутствуют результаты исследования, помимо анализа необходимо предоставить первичные данные, которые обычно сводятся в таблицы и прикладываются к работе в виде приложений.
- Отсутствует описание занятий, которые проводились с испытуемыми на формирующем этапе эксперимента – в том случае, если исследование подразумевает данный этап, в работу обязательно должны быть включены задания с подробным их описанием (выделяются в отдельный параграф).
- Отсутствует контрольный этап эксперимента или не проведено сравнение – в том случае, если подразумевается формирующий этап эксперимента, обязательно следует привести данные, к чему он привёл, для этого проводится контрольный этап и его результаты сравниваются с констатирующим этапом.