Тестирование – вид практического исследования проводимый с использованием различных методик применяемых при психологическом и педагогическом исследовании.

Тестирование по методикам в проектной (исследовательской) работе
Тестирование по методикам в проектной (исследовательской) работе

Под методикой исследования следует понимать совокупность способов и приёмов организации и проведения исследования, а также этапы их применения и порядок интерпретации полученных в ходе исследования данных.

Особенности проведения тестирования при выполнении проектной работы

При подготовке и проведении тестирования во время выполнения проектной работы существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать:

  1. Главное - необходимо уметь работать с методиками, понимать основы их применения и как правильно обрабатывать полученные результаты, иначе выводы, сделанные на основе неверных результатов, также будут неверны, соответственно и вся практическая часть в проектной (исследовательской) работе.
  2. Как правильно работать с методиками можно узнать у человека, который обладает такими знаниями, найти в книгах или ознакомится с этим в интернете.

  3. Подобранная для применения методика (методики) должна соответствовать задачам проектной (исследовательской) работы, а также соответствовать возрасту участников.
  4. Каждая методика имеет описание, в котором указана как цель её применения, так и если она рассчитана на определённый возраст он также указывается.

  5. Если проектная работа выполняется школьником (или несовершеннолетним) и участниками будут также несовершеннолетние, для правильного проведения следует привлечь педагога.
  6. Желательно также утвердить перечень методик, которые будут применяться в ходе тестирования.

  7. В том случае если план работы над проектной (исследовательской) работой предполагает проведение 3-х этапов исследования (констатирующий, формирующий и контрольный) и проектная работа выполняется школьником (или несовершеннолетним) следует утверждать у руководителя (куратора) занятия, которые будут проводиться с участниками тестирования.
  8. Разработка перечня занятий и их проведение с испытуемыми является основным этапом работы при выполнении проектной (исследовательской) работы, состоящей из 3-х этапов исследования, от правильности подобранных занятий зависит итоговый результат.

  9. Перед проведением тестирования обязательно следует ознакомить испытуемых с правилами заполнения опросных листов, иначе данные могут быть неверными или совсем не подлежать интерпретации.
  10. Следует сохранять все результаты тестирований (опросные листы) до полной защиты проектной работы, это позволит при необходимости проверить правильность представленных в проекте данных.

Структура практической части проектной работе с результатами тестирования

Варианты структурирования второй главы с анализом исследования по методикам

При выполнении проектной (исследовательской) работы в практической части, которой предполагается анализ проведённого тестирования следует придерживаться следующей структуры:

1 Вариант – в том случае если предполагается проведение тестирования и разработка рекомендаций на основе полученных результатов:

  • параграф 2.1 (первый параграф второй главы) – описание (характеристика) методик (методики) используемых при проведении тестирования, а также характеристика участников тестирования и база исследования (организация где будет проходить исследование, например, МОУ СОШ № #).
  • При указании участников тестирования даются обобщённые данные об участниках.

  • параграф 2.2. (второй параграф второй главы) – анализ полученных во время тестирования результатов, с обязательными самостоятельными выводами.
  • Желательно полученные после интерпретации результаты представить в тексте работы, а исходные результаты сведённые в таблицы, представить в приложении к проектной работе, таким образом, будет понятно, что работа выполнена самостоятельно, и кроме того можно убедиться в правильности результатов.

  • параграф 2.3 (третий параграф второй главы) – рекомендации, разработанные по результатам проведённого тестирования, рекомендации напрямую зависят от темы проектной (исследовательской) работы, а также результатов тестирования.
  • В качестве рекомендаций могут быть представлены занятия, игры, советы и т. д.

Вариант 2 – в том случае если выполнение практической главы проектной работы подразумевает проведение исследования, состоящего из 3-х этапов (констатирующий, формирующий и контрольный):

  • параграф 2.1 – в этом параграфе даётся характеристика методик (методики), которые будут использованы на констатирующем и контрольном этапах исследования, а также характеристика участников исследования и база исследования, организация где проводится исследование (например, МОУ СОШ № #).
  • параграф 2.2 – в этом параграфе представляются результаты исследования по выбранным методикам, даётся характеристика полученным результатам и определяются проблемы участников исследования, которые должны быть решены в соответствии с темой проектной (исследовательской) работы.
  • параграф 2.3 – в этом параграфе представляются разработанные занятия, упражнения, игры и т. д. которые будут проводиться с участниками исследования, следует давать полную характеристику (описание), например, если разработаны игры, следует описать: ход, правила.
  • параграф 2.4. – в этом параграфе представляются результаты проведённых занятий, игр, упражнений разработанных и представленных в параграфе 2.3. В данном параграфе помимо простого представления полученных результатов следует представить сравнение «До» и «После», которое поможет наглядно отразить произошедшие изменения.

Особенностью данного варианта выполнения исследования с использованием методик также может быть не просто исследование из 3-х этапов, но также разделение испытуемых на 2 группы (контрольную – группа с которой разработанные занятия, игры, упражнения не проводятся и экспериментальную – группа с которой проводятся разработанные занятия, упражнения, игры) и помимо анализа изменений произошедших в экспериментальной группе, её также сравнивают с контрольной, чем выявляют эффективность (неэффективность) предложенных рекомендаций.

Какой из вариантов выполнения практической главы проектной (исследователькой) работы выбрать

Более лёгким является Вариант 1, поэтому обучающимся в школе и коллеже (кроме специальностей медицинской направленности) рекомендуется выбирать его.

Вариант 2 является прерогативой обучающихся в высших учебных заведениях, так как только они могут полноценно провести апробацию разработанных рекомендаций, а также уже имеют достаточный уровень знаний для работы как с методиками, так и с участниками эксперимента.

Способы обработки тестирования по методикам для выполнения практической главы

Для анализа полученных в ходе проведения исследования по методикам данных могут быть использованы:

  1. Специализированные программы – рассчитаны на определённые психологические или педагогические тесты.
  2. Программы для анализа статистических данных: Minitab, Matlab, Excel и другие.
  3. Онлайн-сервисы, в интернете на сегодняшний день можно найти сервисы, позволяющие проанализировать результаты проведённого тестирования.

Варианты представления (примеры) тестирования с использованием методик в проектной работе

Для примера будет использована проектная (исследовательсткая) работа и магистерская диссертация по психологии, так будет нагляднее различие и, соответственно, понятнее, почему Вариант 1 ранее описанный более подходит для выполнения в школе.

Данное мнение является личным мнением администрации сайта и не является обязательным к выполнению.

Рассмотрим подробно структуру практической главы проектной (исследовательской) работы школьника, в которой проводится анализ данных тестирования с использованием методик:

План главы – план состоит из 3 параграфов:

  • характеристика методик и участников исследования;
  • анализ результатов проведенного исследования;
  • разработанные рекомендации.
Пример плана проектной работы с проведением тестирования
Пример плана проектной работы с проведением тестирования

Пример параграфа 2.1, в котором дана характеристика участников представлен на рисунке ниже.

Пример параграфа 2.1 при проведении тестирования
Пример параграфа 2.1 проектной работы с проведением тестирования

Пример параграфа 2.2 с результатами и выводами сделанными по результатам проведения исследования с использованием методик представлен ниже.

Пример параграфа 2.2 с результатами тестирования
Пример параграфа 2.2 проектной работы с проведением тестирования

Как видно из представленных примеров результаты тестирования представляются в обобщённом виде, кроме того, после каждой диаграммы представлены выводы, сделанные автором на основе полученных результатов согласно их интерпретации.

Параграф 2.3 – в примере в данном параграфе представлены рекомендации, разработанные на основании полученных в ходе исследования результатов, школьные работы не предполагают апробации (внедрения разработанных рекомендаций), поэтому дальнейшее исследование является нецелесообразным.

Пример параграфа 2.3 с рекомендациями на основании тестирования
Пример параграфа 2.3 проектной работы с рекомендациями на основании тестирования

Дальнейшее исследование может проводиться лишь при непосредственном участии руководителя (куратора) или иного педагога, который будет проверять, какие занятия и как проводятся и, соответственно, будет нести ответственность за проводимый педагогический (психологический) эксперимент.

Практическое исследование в виде тестирования по методикам (эмпирическое исследование) проводимое в высших учебных заведениях имеет более сложную структуру, рассмотрим её подробнее:

Параграф 2.1 – в нём описывается организация и планирование эмпирического исследования указывается:

  • цель его проведения;
  • объект;
  • предмет;
  • задачи эмпирического исследования;
  • кто является участниками, а также база исследования;
  • диагностические методики (методики, которые были использованы при проведении исследования).

Пример данного параграфа из магистерской диссертации приведён ниже.

Пример 1 параграфа 2.1 с тестированием из магистерской
Примеры параграфа 2.1 с тестированием из магистерской диссертации

Параграф 2.2 – в данном параграфе представляются данные констатирующего этапа эксперимента, все результаты представляются в обобщённом виде, исходные (первичные) результаты обычно приводятся в приложении (приложениях).

Обобщённые данные, приведённые в виде таблиц и диаграмм, представляются с самостоятельно сделанными выводами, на основании которых разрабатываются рекомендации.

Пример параграфа 2.2 из магистерской диссертации приведён ниже.

Пример 1 параграфа 2.2 с тестированием из магистерской
Примеры параграфа 2.2 с тестированием из магистерской диссертации

Параграф 2.3 – предполагает описание проведения занятий (игр, упражнений) корректирующих выявленные отклонения в параграфе 2.2 с участниками исследования. Все проводимые занятия (игры, упражнения) описываются подробно, так чтобы при необходимости их могли повторить.

Пример параграфа с формирующим этапом эксперимента из магистерской диссертации приведён ниже.

Пример 1 параграфа 2.3 с тестированием из магистерской
Примеры параграфа 2.3 с тестированием из магистерской диссертации

Данный этап эксперимента является формирующим.

Параграф 2.4 – описание контрольного этапа эксперимента.

В данном параграфе представляются результаты повторного исследования по выбранным методикам после проведения с участниками исследования корректирующих занятий (игр, упражнений).

Пример параграфа 2.4 из магистерской диссертации приведён ниже.

Пример параграфа 2.4 с тестированием из магистерской
Пример параграфа 2.4 с тестированием из магистерской диссертации

В магистерских работах, в которых проводится тестирование по методикам, в обязательном порядке в приложении представляются первичные данные (пример представлен ниже).

Пример приложения с исходными данными в магистерской с тестированием
Пример приложения с исходными данными в магистерской диссертации с тестированием

Представленная структура практического исследования в работах, выполняемых обучающимися в высших учебных заведениях, является примерной и может отличаться в зависимости от темы работы, требования методического пособия и пожеланий научного руководителя, при этом вся указанные данные отражаются в работе.

Алгоритм выполнения тестирования по методикам в проектной (исследовательской) работе

Для выполнения практического исследования с применением методик (психологических, педагогических) желательно придерживаться следующего алгоритма (этапов):

  1. Выполняется введение и теоретическая часть – данный этап является первым независимо от типа практического исследования в проектной работе.
  2. Поиск диагностических методик (или методики) – на данном этапе необходимо подобрать методики, которые будут подходить под тему исследования. При необходимости подобранные диагностические методики следует утвердить у руководителя (куратора).
  3. Поиск участников исследования – на данном этапе следует подобрать группу (или две) подходящих под исследование людей: по возрасту, полу, семейному положению и т.д.
  4. Проведение диагностического тестирования – на данном этапе проводится само тестирование с применением выбранных ранее методик, все результаты сохраняются по каждому испытуемому, далее их следует представить в приложении.
  5. Анализ полученных в ходе тестирования данных – все полученные результаты следует проанализировать и сделать выводы на их основе.
  6. Разработка рекомендаций – на данном этапе на основе полученных в ходе тестирования результатах разрабатываются рекомендации (например, корректирующие занятия, упражнения, игры). Если для выполнения практического исследования в проектной работе необходимо внедрение (проведение занятий, упражнений, игр) разработанных рекомендаций их желательно утвердить у руководителя (куратора).
    1. Внедрение разработанных рекомендаций (формирующий этап эксперимента) – на данном этапе проводятся корректирующие занятия (упражнения) с участниками исследования. Если в эксперименте принимают участие 2 группы, то разработанные занятия проводятся только с экспериментальной группой.
    2. Повторная диагностика – на данном этапе проводится повторная диагностика по выбранным методикам, для определения эффективности разработанных рекомендаций, данные по участникам так же сохраняются по отдельности.
    3. Анализ полученных результатов и их сравнение с полученными до и после формирующего этапа эксперимента.
  7. Подготовка практический (исследовательской) части проектной работы – на данном этапе подготавливается вторая глава проектной (исследовательской) работы, то есть текстовая часть со всеми полученными результатами и самостоятельными выводами.

Ошибки при подготовке практического исследования с тестированием по методикам

При выполнении практической части с анализом результатов тестирования можно допустить следующие ошибки:

  1. Неверно выбраны методики – это самая грубая ошибка, исправить её можно лишь выполнив исследование заново с применением подходящих методики.
  2. Не представлена характеристика выбранных методик, выборки и базы исследования – всё это должно располагаться в первом параграфе второй (практической) главы.
  3. Не представлен самостоятельный анализ результатов проведения исследования по методикам, представлены только результаты, сведённые в таблицы или рисунки (диаграммы) – выполнение практической главы с проведением исследования по методикам подразумевает не только выявления умения обучающегося правильно применять и интерпретировать результаты методик, но и умение их анализировать и делать самостоятельные выводы.
  4. Отсутствуют результаты исследования, помимо анализа необходимо предоставить первичные данные, которые обычно сводятся в таблицы и прикладываются к работе в виде приложений.
  5. Отсутствует описание занятий, которые проводились с испытуемыми на формирующем этапе эксперимента – в том случае, если исследование подразумевает данный этап, в работу обязательно должны быть включены задания с подробным их описанием (выделяются в отдельный параграф).
  6. Отсутствует контрольный этап эксперимента или не проведено сравнение – в том случае, если подразумевается формирующий этап эксперимента, обязательно следует привести данные, к чему он привёл, для этого проводится контрольный этап и его результаты сравниваются с констатирующим этапом.


Помогла статья, поделись ссылкой



Реклама

Я отдыхаю... можно мне не мешать...

Актуальные и интересные темы проектных работ

Описание теоретической, практической главы, а также продукта проектной деятельности

Статьи в категории

Реклама

Опрос

Реклама

© Copyright 2019-2022, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ.