В контексте научной работы (к которым и относится индивидуальный проект, проектная работа и прочие виды работ) наблюдение занимает особое место, выступая одним из основных методов сбора данных, при этом наблюдение может выступать и в качестве практического исследования (практической части) индивидуального проекта. Оно позволяет исследовать явления и процессы в их естественном состоянии, что, в свою очередь, даёт возможность получить более глубокое и объективное понимание изучаемой темы.
Прежде всего, важно понимать, что наблюдение можно классифицировать на несколько типов. Существует наблюдение как метод, который осуществляется планомерно и систематично, а также спонтанное наблюдение, которое возникает в процессе жизни исследователя. Первое часто используется в исследовательских проектах, так как требует формализации процесса и строгого соблюдения заранее определённого плана. Это позволяет минимизировать влияние субъективного фактора на результаты исследования.
То есть если Вы, что-то увидели случайно и/или единожды, то это не является исследованием.
В процессе реализации наблюдения как практической части необходимо учитывать его цели. В большинстве случаев, в процессе наблюдения исследователя (автора проекта) интересует не только сам объект, но и контекст, в котором он находится.
Перед началом наблюдения следует чётко определить его цели и задачи. Это поможет сфокусироваться на ключевых аспектах и избежать неопределённости в ходе выполнения индивидуального проекта (проектной работы). Основные цели могут включать:
Рассмотрим примеры:
В социальных науках наблюдение может помочь выявить динамику взаимодействия между людьми, особенности их поведения в разных ситуациях и реакцию на внешние факторы. Важно фиксировать не только отдельные действия, но и более широкий спектр обстоятельств, что позволит создать полное представление о предмете исследования.
В биологии наблюдение может подразумевать влияние внешних факторов на развитие флоры и/или фауны какого-либо региона, в данном контексте выявляется взаимосвязь между изменением внешних факторов и качеством жизни живых организмов.
К основным задачам проведения наблюдения в качестве практического исследования в индивидуальном проекте можно отнести:
Наблюдение как практическое исследование может быть как открытым, так и скрытым:
Любое исследование в случае его правильного выполнения должно содержать определённые этапы, которые независимо от объекта наблюдения и исследователя (автора индивидуального проекта) всегда имеют одинаковую структуру, что позволяет другому исследователю повторить ранее выполненное исследование и удостовериться в его правильности или неправильности.
| Этап | Описание |
| 1. Определение целей исследования | Четко сформулировать, что именно нужно наблюдать и какую информацию получить. |
| 2. Выбор объекта наблюдения | Определить группу или явление, которое станет объектом исследования. |
| 3. Разработка плана наблюдения | Составить план, включая время, место и условия для наблюдения. |
| 4. Оформление методов сбора данных (инструментарий исследования) | Решить, какие материалы понадобятся: заметки, видео- или аудиозаписи, карандаши, ручки, бумага и т.д. |
| 5. Проведение наблюдения | Реализовать план и фиксировать результаты. |
| 6. Анализ собранных данных | Обработать данные, выявить закономерности, сравнить их с целью исследования. |
| 7. Написание результата | Сформулировать выводы и рекомендации на основе полученных данных. |
На первом этапе важно не только определить цели, но и попытаться предвосхитить возможные трудности. Стоит учитывать, что наблюдение может повлиять на поведение объектов исследования. Это явление называют "эффектом наблюдателя". Для минимизации этого эффекта рекомендуется:
После завершения наблюдения необходимо систематизировать и оформить результаты. Для этого зачастую используются таблицы, графики и визуализации (фотографии или видеозаписи), что помогает лучше понять и представить данные. Важно также описать наблюдения в контексте поставленных целей, чтобы показать их значимость и связь, в том случае если реализуемое в индивидуальном проекте наблюдение повторяет чье-либо исследование следует это указать а также сравнить полученные результаты.
В зависимости от темы индивидуального проекта наблюдение может быть, реализовано по-разному.
Исследование может быть сосредоточено на том, как подростки взаимодействуют друг с другом в школьной среде. Реализация может включать наблюдение в классе, на переменах и в спортзале, фиксируя, какие социальные группы формируются и как они влияют на поведение подростков. Сходное и общее поведение участников различных групп и так далее.
Реализация может осуществляться в парке или на детской площадке, где исследователь наблюдает, как родители общаются и взаимодействуют со своими детьми. Это поможет выявить особенности родительского стиля и его влияние на эмоциональное состояние детей. Также можно по результатам полученных данных провести сравнение отношения родителей разного возраста к детям.
Наблюдение может быть направлено на изучение, как покупатели выбирают товары, какие факторы влияют на их решения. Например, можно фиксировать, как долго клиенты стоят у конкретных полок, какие товары привлекают больше внимания.
Этот вариант может включать изучение социальных взаимодействий животных, их адаптации к окружающей среде и реакцию на присутствие человека. Это поможет глубже понять поведенческие паттерны различных видов и их потребности.
В данной теме предлагается наблюдать за детьми в процессе игры на детской площадке. Здесь можно исследовать, как дети устанавливают взаимодействия, какие роли они принимают на себя и как формируются группы. Это позволит глубже понять динамику социального общения среди детей.
Здесь можно провести наблюдение за реакцией людей на выставку произведений искусства. Важно зафиксировать язык тела, эмоции и время, проведённое у различных экспонатов. Это даст возможность оценить, как искусство влияет на психоэмоциональное состояние зрителей.
В рамках данного исследования можно проанализировать, как подростки взаимодействуют друг с другом в виртуальном пространстве. Это может быть сделано через наблюдение за комментированием публикаций, взаимодействиями в чатах и т. д. Важно понимать, как онлайн-общение отличается от оффлайн-общения.
В данной теме можно провести наблюдение на прорастание и ростом растений, разделив их на несколько групп с различной интенсивность освещения, выявить особенности и закономерности.
В примере будет представлено практическое исследование в виде наблюдения, при этом строго ориентироваться на пример не следует, так как принципы наблюдения и объекты наблюдения отличаются, что влияет на алгоритм проведения исследования и его масштабы.
Тема индивидуального проекта, по которому будет представлен пример: Влияние интенсивности освещения на прорастание семян.
Начинать параграф следует с небольшой характеристики причин проведения выбранного типа исследования.
Важность света в процессе прорастания семян нельзя недооценивать. Освещение играет решающую роль в прорастании и развитии растений.
Желательно указать цель проводимого исследования.
Целью проводимого наблюдения было определить, как изменение интенсивности освещения влияет на прорастание семян.
Далее важно указать инструментарий исследования, то есть то, что было использовано в процессе выполнения наблюдения.
Инструментарий исследования:
После инструментария следует характеристика самого исследования, то есть процесса наблюдения.
Эксперимент по проращиванию семян продолжался на протяжении 7 дней, каждый день данные о количестве проросших семян заносились в таблицу (таблица).
Таблица – Результаты наблюдения за прорастанием семян
| День | Низкое освещение (светодиодная лампа) | Среднее освещение (специальная лампа для цветов) | Высокое освещение (солнечный свет) |
| 1 | 0 | 0 | 0 |
| 2 | 1 | 2 | 3 |
| 3 | 1 | 4 | 7 |
| 4 | 2 | 6 | 9 |
| 5 | 3 | 7 | 10 |
| 6 | 3 | 8 | 10 |
| 7 | 4 | 9 | 10 |
По результатам экспериментальных наблюдений можно сделать следующие выводы:
После того как дана характеристика проведённому исследованию (наблюдению) следует подготовить вывод, то есть обобщить результаты проведённого исследования.
Итак, наше исследование подтверждает, что интенсивность освещения существенно влияет на процесс прорастания семян, для оптимального роста растений следует учитывать уровень освещения при организации посевов.
Также вывод по проведённому исследованию следует подготовить и в «Заключении», в котором следует более детально охарактеризовать ход исследования и полученные результаты, кроме того, в разделе «Приложения» следует приложит фотографии проводимого исследования, что позволит доказать достоверность представленных в работе выводов.
Шаблоны дневников наблюдения, можно использовать данные шаблоны или использовать их в качестве образцов.
После скачивания файла Вы можете корректировать и изменять его на своё усмотрение
Скачать© Copyright 2019-2025, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание индивидуальных проектов, а также проектных работ.