Этапы работы над проектом



Этапы работы над проектом – структурный элемент вводной части проектной (исследовательской) работы, в котором отражаются выполненные автором работы этапы для выполнения работы.

Данный структурный элемент является необязательным, помимо введения он может располагаться (в зависимости от требований):

  • в паспорте;
  • в пояснительной записке;
  • в аннотации.

Дублировать раздел «Этапы работы над проектом» в разных частях работы следует только при наличии такого указания в положении (методическом пособии, требованиях, предоставленных руководителем).

В том случае если данный раздел не заявлен в требованиях, добавлять его во введение не требуется.

Расположение раздела «Этапы работы над проектом» во введении и  его объём

В том случае если требования к наличию раздела в требованиях представлены, но не указано, где он должен располагаться его следует размещать после методов исследования.

Объём данного раздела не должен превышать:

  • 3/4 листа (примерно 22 строки при размере шрифта 14 и интервале 1,5);
  • 1/2 листа (примерно 22 строки при размере шрифта 14 и интервале 1);
  • 1/2 листа  (примерно 20 строки при размере шрифта 12 и интервале 1,5; при размере шрифта 12 и интервале 1).

Высчитывать объём раздела до строчки не следует, приведены примерные объёмы раздела, поэтому превышение на несколько строк допустимо, но следует помнить о соразмерности частей работы.

Количество этапов при подготовке проектной (исследовательской) работы

Количество этапов на которое разделено выполнение проектной (исследовательской) работы зависит требований образовательной организации, так как в большинстве случаев в положении (требованиях) по написанию проектной (исследовательской) работы указано количество этапов работы и их краткое описание (что необходимо сделать на каждом этапе).

В зависимости от требований количество этапов выполнения проектной (исследовательской) работы может быть разделено на: 3, 4, 5, 6, 7 этапов.

Именно то количество этапов, которое указано в положении или руководителем (педагогом) необходимо охарактеризовать во Введении в разделе «Этапы работы над проектом».

Кличество этапов не влияет на объем работы которую необходимо проделать для выполнения и защиты проектной (исследовательской) работы, их количестово влияет лишь на объем работы на каждом этапе.

Рассмотрим возможные варианты выполнения проектной (исследовательской) работы с различным количеством этапов (для каждого варианта будет приведён пример раздела «Этапы работы над проектом»).

Выполнение проектной (исследовательской) работы в 3 этапа

В процессе выполнения проектной работы обучающийся под контролем руководителя (куратора) планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный:

1
Подготовительный этап

На данном этапе происходит выбор темы и руководителя проекта.


Основной этап

Этап предполагает разработку плана проектной (исследовательской) работы, сбор и изучение литературы, выбор возможного практического исследования, выполнение теоретической части и проведение практического исследования с дальнейшей фиксацией результатов, оформление работы, проверка работы руководителем проекта, подготовка презентации и речи к защите.

2

3
Заключительный

Данный этап предполагает защиту проекта.

При таком планировании деятельности по выполнению проектной (исследовательской) работы во Введении в разделе «Этапы работы над проектом» указывается:

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап – была выбрана тема работы и руководитель.
  2. Основной этап – был подготовлен план работы, собрана и проанализирована теоретическая информация, выбрано практическое исследование, осуществлена подготовка теоретической части работы, проведено практическое исследование, работа оформлена в соответствии с требованиями, подготовлена презентация и речь к защите.
  3. Заключительный – на заключительном этапе была осуществлена защита работы.

Основной этап – на данном этапе необходимо описать ход выполнения проектной (исследовательской) работы указывая очерёдность основных действий, при этом очерёдность может отличаться.

Выполнение проектной (исследовательской) работы в 4 этапа

В том случае если процедура работы над проектом разбита на 4 этапа, то в большинстве случаев они следующие:

  1. Подготовительный этап – на данном этапе происходит выбор темы работы.
  2. Этап планирования – определение и анализ проблемы (наличие проблемы зависит от темы), постановка цели и задач исследования, построение алгоритма действий и поиск оптимального варианта достижения поставленной цели.
  3. Основной практический этап – в ходе выполнения данного этапа необходимо провести сбор информации для выполнения проекта и проанализировать её, выполнить вводную часть (введение) подготовить теоретическую часть, провести исследование (выполнить практическую часть работы), подготовить выводы (заключение), провести контроль качества составления проекта (внести при необходимости изменения в проект), оформить результаты работы.
  4. Заключительный этап – данный этап предполагает подготовку презентационных материалов, защиту проекта.

В том случае если требования положения (методического пособия) предполагают выполнение работы в 4 этапов, раздел «Этапы работы над проектом» во Введении будет примерно таким:

Этапы работы над проектом:

  1. На подготовительном этапе работы над проектом была подобрана и конкретизирована тема исследования.
  2. На этап планирования была определена цель работы и обозначены задачи, которые необходимо решить для её достижения.
  3. В процессе выполнения практического этапа был осуществлён сбор и анализ информация, подготовлено введение, теоретическая и практическая часть, сделаны выводы по результатам выполнения работы, произведено оформление проекта.
  4. На заключительном этапе была подготовлена презентация и осуществлена защита работы.

Выполнение проектной (исследовательской) работы в 5 этапа

В том случае если работа над проектом подразделяется на 5 этапов, последовательность работы следующая (наименования этапов в методических пособиях могут отличаться – в скобках представлено альтернативное название этапа):

  1. Поисковой (подготовительный) – цель данного этапа подготовка к выполнению проектной (исследовательской) работы, на данном этапе необходимо выбрать руководителя (куратора), определиться с темой исследования, сформулировать проблему, поставить цель и задачи.
  2. Аналитический (планирование деятельности) – целью данного этапа выступает разработка конкретных действий, которые необходимо осуществить для достижения цели, а также сроков реализации. На данном этапе необходимо провести сбор информации для выполнения теоретической части работы, проанализировать её, определить оптимальный способ достижения цели, спланировать работу и обозначить продукт проекта (продукт проектной деятельности).
  3. Практический (выполнение проекта) – целью данного этапа является выполнение проектной (исследовтельской) работы.
  4. У данного этапа в зависимости от требований учебного заведения возможны 2 различных сценария (при необходимости выбрать следует один):

    • Вариант 1: работа подразумевает выполнение задач, необходимых для решения поставленной цели, выполнение практического исследования, проверка полученных результатов (и работы в целом), внесение (при необходимости) изменений (правок), оформление текстовой части проектной (исследовательской) работы, подготовку продукта проекта и иных дополнительных материалов.
    • Вариант 2: работа на данном этапе подразумевает выполнение запланированных действий для решения поставленных задач, проведение исследования.
  5. Презентационный (или оформление результатов) – данный этап также подразделяется на 2 различных варианта, которые взаимосвязаны с выбранным вариантом на предыдущем этапе:
    • Вариант 1: подготовка презентации (презентационных материалов) и речи к защите, презентация проекта (защита).
    • Вариант 2: данный этап подразумевает оформление проекта и изготовление продукта проекта, проверку полученных результатов и внесение изменений при обнаружении ошибок.
  6. Контрольный (или презентация проекта) – данный этап также подразделяется на 2 различных варианта, которые взаимосвязаны с выбранным вариантом на этапе 3:
    • Вариант 1: анализ результатов выполнения проекта (самоанализ и (или) рефлексия).
    • Вариант 2: подготовка презентационных материалов (презентация, стендовый доклад, речь к защите и т.д.) и осуществление защиты проекта.

В том случае если требования положения (методического пособия) предполагают выполнение работы в 5 этапов, раздел «Этапы работы над проектом» во Введении будет примерно таким:

Этапы работы над проектом:

  1. На поисковом этапе была определена тема работы, сформулирована проблема (требуется не всегда), поставлена цель и задачи исследования.
  2. Аналитический этап подразумевал сбор и анализ информации для выполнения теоретической части работы, подготовлено введение.
  3. В ходе выполнения практического этапа была подготовлена теоретическая часть работы, проведено исследование, результаты которого оформлены в виде практической главы, сделаны выводы и подготовлено заключение.
  4. На этапе оформления результатов была осуществлена проверка полученных результатов, изготовлен продукт проекта (в том случае, если продукт проекта является отдельным материальным объектом), текстовая часть работы оформлена в соответствии с требованиями.
  5. Контрольный этап работы включал в себя подготовку презентации и речи к защите, а также была осуществлена защита проекта.

Выполнение проектной (исследовательской) работы в 6 этапов

Процедуру работы над проектной (исследовательской) работой можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности в соответствии с требованиями:

  1. Поиск проблемной ситуации.
  2. Решение проблемы.

При выполнении проектной (исследовательской) работы в 6 этапов их можно представить в виде следующей схемы:

  • 1.

    ✅ определение руководителя проекта;

    ✅ выбор темы и её конкретизация.

  • 2.

    ✅ определение и анализ проблемы исследования;

    ✅ постановка цели исследования.

  • 3.

    ✅ сбор и изучение информации по теме проектной (исследовательской) работы;

    ✅ составление плана реализации проекта (определение задач исследования для достижения поставленной цели): пошаговое планирование работ;

    ✅ подготовка теоретической части проектной (исследователькой) работы.

  • 4.

    ✅ подготовка введения;

    ✅ выполнение практического исследования;

    ✅ проверка полученных результатов;

    ✅ внесение (при необходимости) изменений в ход исследования (в полученный результат – в случае конструкторского проекта);

    ✅ подготовка практической главы проектной (исследовательской) работы;

    ✅ подготовка выводов (заключения) по результатам выполнения работы;

    ✅ оформление текстовой части работы по требованиям учебного заведения.

  • 5.

    ✅ подготовка презентационных материалов (презентация, раздаточный материал, стендовый доклад);

    ✅ подготовка речи (доклада) к защите проектной (исследовательской) работы;

    ✅ презентация проекта (защита проектной работы);

    ✅ изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, публикация, использование результатов в процессе обучения).

  • 6.

    ✅ анализ результатов выполнения проекта (рефлексия);

    ✅ оценка качества выполнения проекта (самостоятельно оценить качество выполненной работы автор работы не может).

При таком планировании деятельности по выполнению проектной (исследовательской) работы во Введении в разделе «Этапы работы над проектом» указывается:

Этапы работы над проектом:

  1. На подготовительном этапе была определена тема работы и выбран руководитель проекта (если руководителя самостоятельно не выбираете, на данном этапе указывается только про выбор темы исследования).
  2. На поисковом этапе была определена проблема исследования и поставлена цель исследования.
  3. В ходе аналитического этапа выполнения проектной работы была собрана и проанализирована информация по теме исследования, определены задачи, которые позволят достичь цели исследования, выполнена теоретическая часть проекта.
  4. В процессе выполнения практического этапа исследования выполнено практическое исследование, проверены полученные результаты, подготовлена практическая часть проекта.
  5. На презентационном этапе – подготовлена презентация и речь к защите, осуществлена защита работы.
  6. В ходе осуществления контрольного этапа проведён анализ результатов проекта.

Пример раздела «Этапы работы над проектом» во Введении

В зависимости от требований учебного заведения раздел «Этапы работы над проектом» могут выполняться в нескольких вариантах:

  1. Сокращённый – в таком случае необходимо просто перечислить основные этапы работы над проектной (исследовательской) работой.
  2. В таком случае раздел будет примерно таким:

    Работа над проектом подразделялась на следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.

    То есть просто перечисляются все основные этапы работы.

  3. Обычный – при таком требовании необходимо представить основные этапы выполнения проектной (исследовательской) работы, а также описать, что именно было выполнено на каждом из этапов.
  4. Пример такого раздела «Этапы работы над проектом» можно посмотреть выше

    , Вариант 2

  5. Расширенный – в данном случае необходимо представить этапы выполнения проектной (исследовательской) работы, а также указать расширенное описание всех выполненных работ и представить характеристику промежуточных этапов, кроме того, требуется привести ожидаемые результаты по итогу выполнения каждого этапа.

В том случае если раздел «Этапы работы над проектом» необходимо подготавливать по данной структуре, то он будет примерно таким:

Этапы работы над проектом:

  1. На подготовительном этапе была определена тема работы, выбран руководитель проекта. Ожидаемым результатом данного этапа является выбор актуальной темы для выполнения работы.
  2. На поисковом этапе была определена проблема исследования и поставлена цель исследования. Подготовлен паспорт работы, который отражает основные положения проектной (исследовательской) работы. Ожидаемым результатом данного этапа выступает определение цели, которую необходимо достигнуть для выполнения работы, а также постановка проблемы, которую необходимо решить в процессе выполнения работы.
  3. В ходе аналитического этапа выполнения проектной работы была собрана и проанализирована информация по теме исследования, для этого помимо посещения школьной библиотеки информация собиралась с применением электронных библиотек и официальных сайтов, определены задачи, которые позволят достичь цели исследования, выполнена теоретическая часть проекта в ходе которой были проанализированы различные точки зрения авторов, и подготовлены самостоятельные выводы. Ожидаемым результатом данного этапа служит выполнение теоретической главы работы и заключения по ней, подготовка списка литературы.
  4. В процессе выполнения практического этапа выполнено практическое исследование, для этого были подготовлены анкетные листы, которые раздавались как лично учащимся, так и рассылались через социальные сети, после чего были обработаны и проверены полученные результаты, подготовлена практическая часть проекта, которая включает анализ проведённого анкетирования и подготовку рекомендаций направленных на <зависит от темы исследования>. Ожидаемым результатом данного этапа является подготовка и проведение практического исследования, которое позволить доказать или опровергнуть гипотезу исследования, достичь цели и решить поставленные задачи.
  5. На презентационном этапе – подготовлена презентация и речь к защите, осуществлена защита работы. Ожидаемым результатом данного этапа выступает успешная защита проектной (исследовательской) работы.
  6. В ходе осуществления контрольного этапа проведён анализ результатов проекта, проведён самоанализ и рефлексия. Ожидаемым результатом данного этапа является определение допущенных ошибок и вариантов их устранения.

Наиболее распространённым является второй вариант раздела «Этапы работы над проектом».

Советы по подготовке раздела «Этапы работы над проектом» во Введении

В том случае если раздел «Этапы работы над проектом» не заявлен в требованиях к «Введению», его добавлять не следует, во всех остальных случаях для облегчения и правильного выполнения следует:

  1. Посмотреть требования положения (методического пособия), во многих из них при наличии требований об указании раздела «Этапы работы над проектом» представлены этапы с описанием того, что необходимо выполнить на каждом этапе.
  2. Указывайте на каждом этапе только то, что было сделано – не следует просто копировать этапы выполнения с положения (методического пособия), а также использовать чужие наработки, в том числе и примеры, представленные выше, так как каждая работа имеет сои особенности, и каждый выполняет её по-своему, соответственно, проведённые работы на каждом этапе будут иметь отличия.
  3. Описывайте только то, что делали – не следует указывать те работы (действия), которые не осуществлялись при выполнении работы.
  4. Следует указывать только основные работы (действия) – не следует описывать каждое действие (если этого не требуется), следует группировать работы:
  5. Не рекомендуется писать: ходил(а) в библиотеку, где просмотрел(а) 36 книг, 10 журналов, далее собирал(а) информацию в интернете, для этого посещал(а) следующие сайты: <перечень сайтов>, после чего 10 дней обрабатывал(а) собранную информацию.

    Желательно (правильнее) обобщить действия по сбору информации: была собрана информация с привлечением различных источников или была собрана информация с привлечением источников библиотеки и сети интернет.

  6. В данный раздел не включаются таблицы, рисунки, диаграммы – только текстовая информация, при этом на текст сноски не ставятся (раздел представляет описание проведённых работ и выполняется индивидуально без привлечения информационных источников).
  7. Работа над проектом начинается с выбора темы и заканчиваются защитой проекта, поэтому в большинстве случаев выбор темы – это начальный этап, а защита – конечный.

Ошибки подготовки раздела «Этапы работы над проектом» во Введении

Рассмотрим основные ошибки, которые можно допустить при подготовке раздела «Этапы работы над проектом» во Введении:

  1. Отступление от требований заявленных в положении (методическом пособии) – в том случае если руководителем (куратором) были выданы требования, следует чётко их соблюдать, если есть требование только к наличию, но нет требований к структуре, то выполнять можно на своё усмотрение.
  2. Неправильное расположение раздела – в том случае если требований к расположению во «Введении» нет, то располагать следует этапы работы после методов исследования.
  3. Этапы работы не отражают реальны ход выполнения проектной (исследовательской) работы – описывать этапы работы над проектом следует в той последовательности, в которой выполнялась работа.
  4. Раздел отсутствует в работе – в том случае, если в положении (требованиях) указана необходимость данного раздела, он должен обязательно присутствовать.


Помогла статья, поделись ссылкой



Реклама


Я отдыхаю... можно мне не мешать...

Помощь проекту

Вы можете внести свой вклад в развитие проекта

Реклама

Опрос

Реклама

© Copyright 2019-2023, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ.