Вторая глава проектной работы – является практическим исследованием (практико-ориентированной или исследовательской), которое должно быть выполнено самостоятельно, отражать тему проекта и содержать данные о конкретной практической стороне изучаемой проблемы, а также подтверждать или опровергать выдвинутую во введении гипотезу.
Вторая (практическая) глава проектной работы
Особенности второй (практической) главы проектной работы
Вторая глава так же, как и первая являются отражением работы школьника над раскрытием выбранной темы, но в отличие от первой (теоретической) главы вторая (практическая) глава проекта не может содержать:
- теоретического материала, представленного анализом литературных источников, изучения мнений авторов на тему исследования;
- сносок на текст (текст практической главы является практическим анализом автора проектной работы), кроме тех случаев, когда анализируются статистические данные или литературные произведения;
- заимствований чужих исследований.
Объём практической главы проектной работы
Объём практической (исследовательской) главы проектной работы зависит от:
- темы по которой выполняется проект;
- предмета;
- класса (курса) учащегося (студента);
- требований методического пособия (положения).
Стандартные требования к объёму практической части – она должна занимать такой же объём, как и теоретическая глава.
Рекомендованный объём практической главы в зависимости от класса (курса):
- 1-2 класс: 3-5 страниц;
- 2-4 класс: 4-6 страниц;
- 5-6 класс: 7-8 страниц;
- 7-9 класс: 10-12 страниц;
- 10-11 класс: 10-15 страниц;
- колледж: 10-15 страниц;
- вуз: 15-20 страниц.
Представленный объём является рекомендованным, но не обязательным, в зависимости от выбранной темы и того, какой будет практическая часть объём может быть другим, но делать меньше представленного не желательно.
Структура второй (практической) главы проектной работы
Практическая глава проектной работы может состоять как из 1 параграфа (то есть не иметь в своей структуре параграфов), в таком случае название главы выступает отражением сути проведённого исследования, так и из нескольких параграфов, в таком случае их количество обычно составляет 2-3.
Примерная структура второй (практической) главы проектной работы
Практическая глава проектной работы должна быть выполнена по определённой структуре, которая зависит от темы исследования и того, какое практическое исследование будет проведено.
Обязательные разделы практической главы проектной работы
Как и все остальные разделы проекта вторая глава также должна быть построена по определённой структуре, при этом в зависимости от выбранного практического исследования разделы практической главы могут заменять друг друга.
Рассмотрим из чего должна состоять практическая часть проектной (исследовательской) работы:
- Первым пунктом (2.1) в практической главе должна идти характеристика будущего исследования, то есть в ней необходимо описать основные аспекты будущего исследования, например:
- если в работе проводится анкетирование необходимо описать, как именно было проведено анкетирование, кто принимал в нём участие, где оно было проведено, как обрабатывались результаты и т.д.;
- если в ходе работы над проектом проводились опыты в пункте 2.1 необходимо указать инструментарий исследования (что было использовано для проведения опытов: ингредиенты, оборудование), перечислить опыты, которые были, если опыты проводились в течение какого-то периода необходимо указать даты проведения;
- если для проверки гипотезы требовалось проведение тестирования с использованием методик в первом пункте второй главы необходимо дать краткую характеристику методик, указать почему было решено использовать именно эти методики, указать базу исследования (где было проведено исследования, например, школа, колледж, тестирование проводилось на дому и т.д.), указать количество испытуемых, их пол, возраст;
- если практическая глава заключалась в проведении какого-либо мероприятия, в 1 пункте практической главы можно дать краткую характеристику мероприятия.
Если в практической главе были исследованы статистические данные в таком случае нет необходимости давать характеристику базы исследования, указывать место проведения и т.д. в первом пункте второй главы сразу проводится анализ статистических данных.
- Вторым пунктом (2.2) практической главы является само исследование, то есть в данном пункте проводится анализ данных анкетирования, тестирования по методикам, приводятся результаты полученные в ходе проведения опытов и т.д. Все приведённые в данном пункте таблицы, диаграммы, фотографии должны быть пояснены. В конце пункта должен быть вывод, то есть необходимо обобщить материал, изложенный в параграфе при этом вывод, должен отражать результаты, полученные в ходе выполнения исследования.
При необходимости анализ практических данных можно разделить на несколько параграфов (в таком случае в конце каждого параграфа должен быть сделан вывод), но не стоит делать большое количество параграфов.
- Заключительным пунктом практической главы проектной работы могут быть рекомендации по решению проблемы исследования.
Не каждая тема проектной работы подразумевает разработку рекомендаций, так большая часть проектных работ по литературе, истории, математике, физике, химии, музыке, искусству не предполагает разработку рекомендаций, так как темы не несут в себе проблематику.
Рекомендации должны быть выполнены строго по теме, должны быть разработаны самостоятельно, обязательно необходимо указать на кого они направлены и каковы предполагаемые результаты реализации предложенных мероприятий.
Рекомендации так же, как и анализ практических данных можно разделить на несколько пунктов (больше 3 делать не желательно), в таком случае в каждом пункте необходимо указать, чем именно будет полезно выполнение предложенных рекомендаций.
Виды практического исследования во второй главе проектной работы
Виды практических глав в проектных работах можно разделить на 2 группы в зависимости от предметов (дисциплин) по которым они выполняются:
- Виды практического исследования, которые могут быть выполнены по любому предмету (дисциплине).
- Виды практического исследования, которые могут быть выполнены по 1-2 предметам (дисциплинами).
Виды практического исследования, которые могут быть выполнены по любому предмету (дисциплине)
В зависимости от темы проектной работы практическое исследование может быть построено по-разному:
- Анкетирование – если для подтверждения гипотезы необходимо изучение мнения людей, можно провести социологическое исследование (анкетирование, опрос), при этом в анкетировании могут принимать участие как определённые группы людей (например, можно провести анкетирование только среди одноклассников или среди подростков 14-17 лет, или только среди работников какой-либо специальности, так и среди населения в целом в таком случае желательно при анализе данных указать возраст людей принявших участие в анкетирование и распределение по полу. Данный вид практического исследования может быть проведён практически по любому предмету, но не всегда актуально и целесообразно его проводить, так по химии, физике, физической культуре желательно отказаться от проведения анкетирования или использовать его как дополнительное исследование, но не основное.
- Опыты – такое исследование можно провести в проектных работах по биологии, химии, физике, экологии, музыки, искусству.
- Тестирование – проводится с использованием методик и может быть проведено по таким предметам, как обществознание, физическая культура, психология, биология, музыка.
- Изучение статистических данных – многие направления (темы) подразумевают изучение статистических данных, например, изучение миграции населения, определения уровня жизни и т.д. в таком случае практическая часть строится на анализе официальных статистических данных, при этом анализ проводится в динамике (за определённое количество лет, обычно 3 или 5 лет), желательно весь анализ статистических данных выполнять за одинаковый промежуток времени.
Особенность практической части с анализом статистических данных является наличие ссылок на статистические данные.
Официальные статистические данные Российской Федерации можно посмотреть на сайте Федеральная служба государственной статистики (rosstat.gov.ru), также у каждого региона существуют региональные сайты Федеральной службы государственной статистики. При необходимости можно использовать данные с сайтов различных государственных ведомств.
Анализ статистических данных в качестве практической части может быть использован в работах по обществознанию, географии, биологии, социологии, юриспруденции, медицине, ОБЖ.
- Веб-сайт – практическая часть в виде подготовки веб-сайта наиболее предпочтительна для проектных работ по информатике, так как в ходе подготовки веб-сайта в практической главе необходимо расписать этапы его разработки, при этом веб-сайт может быть посвящен теме исследования, например, истории развития интернета, в таком случае веб-сайт будет являться также и продуктом проектной деятельности.
Веб-сайт может быть подготовлен не только по предмету «Информатика», но и быть посвященным какой-либо теме, например, экологическим проблемам России, в таком случае он будет являться продуктом проектной деятельности.
Подготовленный веб-сайт может быть, как размещен в сети Интернет (например, на бесплатном хостинге), так и располагаться на локальном носителе, но в любом случае он должен быть доступен для просмотра.
- Видеофильм (видеоклип) – практическая часть проектной работы может содержать ход выполнения видеофильма (видеоклипа) в том случае, если он будет являться продуктом проектной деятельности, а также будет представлен во время защиты проектной работы.
Видеофильм (видеоклип), как практическая часть проектной работы, может быть подготовлен по любому предмету, при этом он должен соответствовать теме, отражать практическую значимость работы, например:
- по предмету «Экология» можно снять видеофильм, отражающий экологические проблемы города, района и т.д.;
- по предмету «Искусство» видеофильм может быть посвящен созданию картины (рисунка);
- по предмету «География» видеофильм может быть посвящен особенностям географического положения страны.
- Выставка, праздник, экскурсия, инсценировка – такая практическая часть также может быть подготовлена, в таком случае следует описать этапы подготовки, материалы, место проведения, состав участников, какова цель проведения этого события, какие результаты были получены.
В том случае, если выставка, праздник, экскурсия, инсценировка на момент написания проектной работы не были подготовлены, полученные результаты описывать не следует.
- Прибор, модель, макет, чертеж – при их подготовке в качестве практической части проекта следует описать:
- цель создания;
- необходимые инструменты и материалы (инструментарий);
- ход создания, разбитый на этапы с их подробным описанием;
- особенности применения и отличие от существующих аналогов (если аналоги существуют).
В приложении к проектной работе желательно представить ход создания, а также итоговый вариант прибора, модели, макета или чертежа.
- Сравнение – практическая глава может быть представлена в виде сравнительной характеристики чего-либо, в зависимости от темы можно, например, сравнить историческое развитие государств, экологическую обстановку в населённом пункте (регионе), школьное образование в различные эпохи, языки программирования и так далее.
- Создание программы для компьютера, приложения для телефона – в данном случае в качестве практического исследования выступает разработка программного обеспечения, в тексте работы должно быть представлено подробное описание этапов создания программного продукта, при этом сама программа должна быть представлен как продукт проектной деятельности.
В практической главе может быть описано:
- Идея создания программы – почему именно такая программа, чем она отличается от других схожих программ (если они есть).
- Программа(ы) которые использовались в процессе создания – с кратким описанием программ.
- Этапы создания программы – например, можно привести скриншоты создания программы с описанием основных моментов.
- Итоговый вариант – описать всё ли получилось, основные возможности, процесс работы в созданной программе.
Под программой следует понимать любой программный продукт, в том числе и игры.
- Разработка классного часа, викторины, квеста – данная практическая часть подразумевает разработку (самостоятельную) классного часа или викторины по теме работы.
Помимо простой разработки и представления текстовой части классного часа или викторины их необходимо реализовать и представить данные в работе, то есть в работе необходимо отразить и процесс проведения, например:
- фотографии, а также анализ присутствующих на классном часе: количество, возраст, как изменились взгляды (знания) присутствующих после окончания классного часа.
- процесс проведения викторины, анализ участвующих людей (команд), а также результаты проведения викторины.
Узконаправленные виды практического исследования - 1-2 предмета (дисциплины)
К практическим исследованиям, которые могут быть выполнены по нескольким предметам (дисциплинам) относятся:
- Творческий продукт – в качестве самостоятельной практической части подготовлен не может быть, если выполнение проектной работы предполагает создание творческого продукта, то в практической части может быть описан ход создания творческого продукта, также следует отразить в ней следующие аспекты:
- инструментарий (что потребовалось для создания творческого продукта, например, для создания рисунка требуется: холст, краски, мольберт, карандаши).
- почему было решено создать именно такой творческий продукт;
- особенности творческого продукта;
- возможность применения творческого продукта и эффект от его реализации.
В приложении к проектной работе можно разместить фотографии создания творческого продукта, а также его итоговый вариант.
- Бизнес-план – такая практическая часть подойдёт лишь для проектов, направленных на разработку бизнес-плана какого-либо предприятия (компании, организации).
В проектной работе, предполагающей разработку бизнес-плана в практической части, следует описать поэтапно разработку бизнес-плана с описанием всех необходимых разделов, отражающих цель, маркетинг, конкурентов, затраты и прочие разделы обязательные для бизнес-плана.
- Анализ деятельности предприятия (организации) – практическая глава может быть направлена на исследования различных аспектов деятельности предприятия (организации), в таком случае в практической главе следует дать характеристику предприятию, провести исследование по теме проекта и предложить рекомендации по улучшению направления исследования.