При выполнении проектных работ по физике, химии, экологии, биологии для подтверждения или опровержения гипотезы может потребоваться проведение опытов или экспериментов, в таком случае процесс их выполнения и полученные результаты фиксируются в практической части.

Опыты в практической главе проектной работы
Опыты как практическая часть проектной работы

По каким дисциплинам (предметам) могут быть проведены опыты

Опыты при выполнении проектной работы в качестве практического исследования могут быть проведены не по всем дисциплинам, ниже представлены предметы, по которым могут быть проведены опыты.

Проведение опытов возможно по
Химии
Физике
Экологии
Медицине
Биологии

Этапы подготовки практической части проектной работы, описывающей проведенные опыты

Подготовку практической главы проектной работы, в которой описываются опыты, можно условно разбить на 3 части:

  1. Подготовительная.
  2. Проведение опытов (экспериментов).
  3. Подготовка выводов по проведенному опытно-экспериментальному исследованию.

Этапы опытно-экспериментальной работы:

  1. Подготовительная часть (инструментарий исследования) - может быть, как выделена в отдельный параграф, так и объединена с ходом выполнения опыта (опытов) и выводами, в тексте проекта следует указать, какие материалы были использованы при проведении опытов.
  2. Указать следует:

    • какие были использованы приборы;
    • какие ингредиенты применялись;
    • если опыты проводились на какой-либо территории, следует отметить, где именно;
    • методы, которые были применены при исследовании.

    Фотографии инструментария можно приложить к проектной работе в качестве приложений.

    Зачем в проектной работе приложения - можно почитать здесь, как правильно оформить приложения - здесь.

  3. Проведение опытов - данный раздел может выступать, как отдельным параграфом, так и быть объединённым с инструментарием (подготовительной частью) и выводами.
  4. Данная часть практической работы является основной, так как не только выполняется самостоятельно, отражает уровень знаний по выбранной дисциплине и теме исследования, но и служит для подтверждения или опровержения гипотезы.

    Во время подготовки практической части проекта следует в начале раздела указать перечень опытов, которые будут проведены, с их краткой характеристикой, также можно отметить, какой инструментарий, для какого опыта применяется.

    Далее подробно описывается ход выполнения каждого опыта, после каждого проведенного опыта (эксперимента) делается небольшой вывод.

    Желательно производить фотофиксацию процесса выполнения опытов, это позволит приложить фотографии к проектной работе, а также фотографии проведения опытов необходимо вставить в презентацию, на слайды описывающие опыты (если презентация требуется для защиты проектной работы).

    Полученные во время выполнения опытов результаты можно свести в таблицу, так данные будут более наглядными. При оформлении результатов опытов (экспериментов) в таблице ее также желательно включить в презентацию.

  5. Подготовка выводов. Данная часть в проектной работе является обязательной, при этом выделять в отдельный параграф ее следует только в том случае, если делаются не просто выводы по проведенным опытам (экспериментам), а проводится детальный анализ каждого из опытов или их результаты сравниваются между собой, во всех остальных случаях данную часть выполнения практической главы проектной работы следует объединить с описанием опытов (экспериментов).

Особенности проведения опытов и безопасность

При проведении опытов в качестве практического исследования в проектной (исследовательской) работе следует учитывать ряд особенностей данного практического исследования:

  1. Проводимые опыты должны соответствовать теме исследования и способствовать подтверждению или опровержению гипотезы (если она была выдвинута).
  2. Опыты должны соответствовать классу/группе (возрасту автора работы).
  3. Опыт(ы) – это всегда самостоятельно практическое исследование, поэтому оно должно выполняться автором работы самостоятельно, т.е. нельзя копировать опыты, проведённые кем-либо, и выдавать за собственное исследование.
  4. Возможно выполнение группой обучающихся, а также при участии руководителя (преподавателя) или иного человека, который будет осуществлять помощь или наблюдение за выполнением опыта.

  5. Проведение опытов следует сопровождать фото или видеофиксацией, для того чтобы приложить итоги проведения опыта(ов) к проектной (исслеовательской) работе, а также добавить их в презентацию (если она требуется), тем самым можно не только показать результат проведения опытов, но и доказать их самостоятельное выполнение.
  6. Фото или видеофиксация может быть заменена проведением опытов в классе, во время защиты проектной (исследовательской) работы, такое проведение опытов позволит расширить знание учащихся присутствующих на защите, а также положительно отразиться на итоговой оценке за работу.
  7. Возможность проведения опытов на защите следует уточнить у руководителя (куратора).

  8. При проведении опытов необходимо строго соблюдать технику безопасности, особенно если проведение опытов связано с:
    • необходимостью открытого огня;
    • использованием кислот;
    • применением токсичных реагентов.

Кроме того, запрещено проводить опыты на животных подразумевающие физическое воздействие (за исключением простейших), суть проводимых опытов не имеет значения! При этом, например, можно провести опыты по дрессировке животного, т.е. такие опыты, которые не угрожают жизни животного.

Как придумать опытное исследование (какие опыты провести в работе)

При выполнении проектной (исследовательской) работы наиболее сложным является проведение полноценного практического исследования, которое бы раскрывало темы и показывало насколько усвоен теоретический материал, при этом придумать самостоятельно опыты не всегда возможно, в таком случае источниками информации могут выступать:

  1. Книги – при подготовке теоретической части следует обращать внимания на те опыты, которые описываются в книгах и которые есть возможность провести.
  2. Статьи в интернете – найти описание опытов по исследуемой теме можно в статьях представленных в интернете.
  3. Работы по схожей теме, которые были ранее выполнены – в интернете также можно найти работы, которые выполнялись по схожим темам.
  4. Руководитель (куратор) или преподаватель-предметник – узнать какие опыты можно провести по исследуемой теме можно у руководителя (учителя/преподавателя по предмету, к которому относится выполняемая работа).
  5. Телепрограммы – примеры проведения опытов по теме проектной (исследовательской) работы можно посмотреть в научных телепрограммах, наиболее известной телепередачей является «Галилео».

Не желательно полностью копировать ход проведения, материалы и ингредиенты опытов, которые были взяты из каких-либо источников, если возможно, следует внести изменения в опыты, которые были заимствованы.

Примеры того, как можно изменить опыты, которые были проведены

Изменить опыты, которые уже были проведены можно:

  • расширив исследование (добавив новые компоненты);
  • проведя сравнение;
  • исследовав другие материалы.

Итог изменения должен привести к проведению уникального опыта хотя бы по какому-то одному параметру.

Ниже представлены примеры того, как можно изменить исследование (опыты), которые уже ранее проводились.

Тема Проведенное исследование Новое исследование
Вейп – болезнь XXI века Исследование химического состава жидкости и её влияние на растения Провести исследование состава жидкости для вейпа с содержанием никотина и безникотиновой жидкости, провести сравнительный опыт влияния каждой из жидкостей на растения (прорастания семян)
Электромагнитное поле бытовых электрических Определить уровень электромагнитного поля бытовых электрических приборов и определить радиус данного поля у различных электроприборов Провести измерение уровня электромагнитного поля бытовых электрических приборов, определить его влияние на растения, определить возможность снижения уровня электромагнитного поля
Аэродинамика высотных зданий Определение влияния высотных зданий на скорость ветра в городской черте Сравнить влияние расположения домов и их формы на скорость ветра на уровне 1 этажа
Фитонциды – антибиотики растений Определение влияния фитонцидов растений на биологическую активность бактерий Сравнительная характеристика фитонцидов и антибиотиков
Бытовая химия: польза и вред Выявление наличия отрицательного влияния применения моющих средств для посуды Сравнение различных видов моющих средств для посуды и натуральных моющих средств

В таблице приведена общее описание, без перечисления конкретных опытов, которые могут быть проведены в исследовательской части, также мы не можем гарантировать, что исследования представленные в таблице ранее не проводились, таблица является примером того, как можно изменить существующее исследование.

Рекомендации по подготовке практической главы проектной работы с описанием опытов

При подготовке практической главы проектной работы, в которой описываются проведенные опыты, рекомендуется:

  1. Описывать полностью проведение опыта, то есть отражать ход выполнения от начала опыта и до его окончания, для удобства можно разбить проведение опыта на этапы, характеризуя каждый этап.
  2. Для наглядности следует прикладывать фотографии проведения опыта или получившегося результата, если на каждый опыт прикладывается 1 фотография, она размещается в тексте проектной работы, если более 1 фотографии, то лучше их разместить в приложении, а в тексте проекта дать ссылку на приложение.
  3. После описания выводов следует сделать выводы.
  4. На текст опытов ссылки ставятся только в том случае, если необходимо сослаться на какие-то официальные данные, нормативные акты, ГОСТы или дать ссылку на используемые приборы.

В проектной работе, как и в других школьных и студенческих работах, ссылки на список литературы ставятся только на теоретическую часть, практическая часть является собственной разработкой автора, отражает уровень знания темы исследования.

Ошибки при подготовке практической главы проектной работы с описанием опытов

При подготовке практической части проектной работы, в которой проводились опыты (эксперименты), можно допустить ошибки, которые могут отрицательно сказаться на итоговой оценке:

  1. Опыты не проводились, а их описание было взято из другой работы – это наиболее существенная ошибка при подготовке проекта, так как проектная работа является самостоятельным научным трудом школьника, отражающим уровень знаний по определенной дисциплине и теме, она должна быть полностью выполнена самостоятельно.
  2. Наличие ссылок на список источников в опытно-экспериментальном исследовании – ссылки ставятся при заимствовании текста, если ссылки находятся в практической главе, описывающей проведение опытов, значит, опыты не проводились самостоятельно, соответственно, проектная работа без опытно-экспериментальной части учителем принята не будет.
  3. Ошибки при описании опытов – при проведении опытов важно правильно описать ход выполнения эксперимента, чтобы можно было повторить проведенный опыт и получить тот же результат, в том случае, если опыт нельзя повторить, его результаты нельзя считать достоверными.
  4. Ошибки при подготовке выводов о результатах проведения опытов – неправильно сделанные выводы или их отсутствие свидетельствуют о недостаточном понимании автором работы смысла проведения опытов, правильно подготовленные выводы позволят проверяющему проверить правильность проведения опытов.


Помогла статья, поделись ссылкой



Реклама


Я отдыхаю... можно мне не мешать...

Актуальные и интересные темы проектных работ

Описание теоретической, практической главы, а также продукта проектной деятельности

Реклама

Опрос

Реклама

© Copyright 2019-2023, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ.