Наиболее распространенным видом практического исследования в проектной работе является проведение анкетирования.

Анкетирование в практической главе проектной работы
Анкетирование как практическая часть проектной работы

Особенности выполнения анкетирования

Анкетирование в проектной работе направлено на определение отношения респондентов к чему-либо, их точки зрения относительно какого-либо явления, события, проблемы и т.д.

По результатам анкетирования в проектной работе может быть разработан продукт проектной деятельности. К примеру, если в результате анкетирования было выявлено, что респонденты плохо осведомлены о существующей проблеме или желают получить по теме исследования больше информации, то в качестве продукта проектной деятельности можно разработать буклет, памятку, журнал, учебное пособие, записать видеоролик и т.д., кроме того само анкетирование может быть продуктм проектной деятельности.

Этапы подготовки и проведения анкетирования

Организация и проведение анкетирования в проектной работе включают в себя несколько этапов.

На первом этапе необходимо определить цель, задачи анкетирования, объем выборки, выбрать способ связи с респондентами, разработать анкету.

Выборка анкетирования – это количество респондентов, принимающих участие в исследовании. Для достоверности данных проведенного анкетирования в выборку необходимо включать от 20 до 100 респондентов.

Респондентами выступают люди, служащие источником информации, и заполняющие анкету, например:

  1. Если тема проектной работы посвящена молодежной тематике или проблематике, то целесообразно в качестве респондентов определить школьников, либо молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет.
  2. Если тема проектной работы нацелена на исследование глобальной проблемы человечества, то рекомендуется анкетировать жителей Российской Федерации в возрасте от 18 до 70 лет.
  3. Если в проектной работе характеризуется региональная проблема, то необходимо в качестве респондентов подбирать жителей анализируемого региона в возрасте от 18 до 70 лет.
  4. Если в работе анализируется гендерный аспект, то наиболее удачным вариантом будет анкетирование тех респондентов, которые характеризуются по гендерному и возрастному признаку в Вашей работе.
  5. Если основной аспект работы посвящен долголетию, то в качестве респондентов необходимо выбирать пожилых людей в возрасте 75 лет и старше.

К способам связи с респондентами относятся:

  • личное взаимодействие;
  • взаимодействие с помощью социальных сетей.

Анкета является социологическим инструментарием опроса, представляющим собой структурированную систему вопросов, направленных на получение необходимой информации.

Анкета в проектной работе должна включать в себя следующие части:

  1. Вступительная часть. Содержит обращение к респондентам, в котором разъясняются направленность анкетирования, его цель, порядок, особенности заполнения бланка анкеты, сообщается приватность и конфиденциальность данных.
  2. Статусная часть. Включает в себя вопросы, ответы на которые позволяют получить данные о социальном статусе личности.
  3. Основная часть. Содержит вопросы, напрямую относящиеся к теме анкетирования.

В анкете могут быть представлены открытые и закрытые и полузакрытые вопросы. Открытые вопросы подразумевают свободный ответ респондента. Как правило, такой вопрос задается, когда необходимо уточнить мнение или мотивы, которыми руководствуется анкетируемый. В закрытых вопросах респонденту предлагается выбрать подходящий вариант из предложенных или ответить односложно на вопрос (да/нет). Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его мнению.

Вопросы в анкете необходимо представлять не разрозненно, а по степени их значимости (в порядке возрастания значимости), по категориям (к примеру, если анкетирование касается видов спорта, сначала нужно задать все вопросы по одному виду спорта, затем переходить к другому). Также вопросы следует группировать блоками по принципу схожести их структуры.

В конце анкеты необходимо вписать вводную фразу, выражающую благодарность за участие в анкетировании, например:

  • Спасибо за внимание!
  • Спасибо за участие в анкетировании!
  • Благодарим Вас за участие в анкетировании!
  • Выражаем Вам благодарность за то, что согласились принять участие в анкетировании.
Благодарность за участие в анкетировании
Окончание анкеты в проектной работы

Разработанную анкету обязательно следует оформить и включить в приложение проектной работы.

На втором этапе происходит обработка и анализ результатов анкетирования.

Обработанные результаты в проектной работе, желательно, предоставить не в текстовом виде, а наглядно в виде диаграмм, гистограмм, таблиц (это касается закрытых и полузакрытых вопросов), результаты по открытым вопросам можно представлять в виде текста.

Методы обработки результатов анкетирования в проектной работе условно можно разделить на 2 группы:

  1. Ручная обработка – при ручной обработке все анкетные данные анализируются без использования программных средств, то есть результаты каждой анкеты необходимо обрабатывать, записывать на отдельный лист, после чего проводить анализ полученных результатов. Такой метод обработки результатов не рекомендуется использовать при большом количестве анкет, так как, пропустив или перепутав результат ответа респондента на вопрос, итоговые данные могут оказаться неправильными.
  2. Использование программных средств – для обработки результатов анкетирования используются специализированные программы (например, Excel). В данном случае данные каждого анкетного листа заносятся в программу, далее проводится анализ результатов, строятся таблицы, диаграммы. Также с помощью программных средств можно рассчитать зависимость ответов от пола, возраста или предпочтений респондентов и т.д. Использование программ для анализа анкетных данных уменьшает вероятность допущения ошибки и позволяет более качественно обработать результаты анкетирования.
  3. Использование онлайн-сервисов для анкетирования – при их применении результаты анкетирования автоматически заносятся в таблицы, также можно построить на их основании диаграммы, гистограммы и т.д. Использование онлайн-сервисов позволит свести вероятность допущения ошибки при обработке данных к 0, а также сократит время проведения анкетирования, так как не возникнет необходимости распечатывать анкетные листы, раздавать их и обрабатывать вручную. Для проведения онлайн-анкетирования можно воспользоваться бесплатными сервисами от Яндекса (Яндекс Формы) или Google (Google Формы), которые позволяют создавать анкеты с различным количеством вопросов и вариантами ответов, проводить анализ полученных результатов.

В ходе анализа результатов анкетирования в тексте проектной работы необходимо обязательно делать ссылки на вопросы анкеты, вопросы следует анализировать подробно, а также отражать личные точки зрения респондентов.

В конце анкетирования следует подвести его итог с помощью вводной фразы, к примеру:

  • подводя итог результатам анкетирования, необходимо отметить, что;
  • полученные результаты анкетирования позволяют ответить;
  • проведенное анкетирование позволило сделать вывод и т.д.

В подведенном итоге необходимо кратко суммировать основные результаты, отразив мнение и отношение респондентов к теме анкетирования.

Варианты проведения анкетирования как практической части

Анкетирование в работе может быть выполнено 2 разными вариантами (оба варианта возможны для выполнения):

1 вариант – анкетирование как самостоятельное исследование.

При таком варианте выполнения результаты анкетирования служат для определения знаний, анкетируемых по определённой теме, или выявление их отношения к какой-либо проблеме (событию и т.д.).

После получения результатов проводится их анализ и предлагаются пути расширения знаний или решения выявленных проблем, например:

  • в процессе проведения анкетирования было определено, что школьники недостаточно осведомлены о вреде, оказываемом на организм электронными сигаретами, поэтому было решено разработать классный час, направленный на повышение грамотности, учащихся о вреде электронных сигарет;
  • результаты анкетирования показали, что обучающиеся не в полной мере ознакомлены с уголовной и административной ответственностью подростки за их противоправные действия, поэтому было принято решение разработать буклет, который будет способствовать расширению их знаний.

Дальнейшее изменение знаний (отношения) анкетируемых после внедрения предложенных рекомендаций не отслеживается, то есть понять, насколько действенными были предложенные рекомендации не представляется возможным.

2 вариант – анкетирование для определения уровня знаний и последующей их коррекции и проверки путём проведения повторного анкетирования.

Данный вариант схож с психологическим или педагогическим тестированием с использованием разработанных методик, только в качестве методики выступает самостоятельно разработанное анкетирование, которое проводится 2 раза:

  1. Проводится анкетирование, определяется уровень знаний или отношение к проблеме (событию и т.д.):
    • если определяется отношение к проблеме (событию и т.д.), то определяются те аспекты, в которых можно расширить знания анкетируемых связанные с темой работы;
    • если определяется уровень знаний, то проводится анализ полученных результатов и выявляются те аспекты, с которыми анкетируемые менее ознакомлены.
  2. Разрабатываются рекомендации по расширению знаний и способ их внедрения, например, викторина, классный час, игра, занятия, квест и так далее (любые мероприятия, которые позволят ознакомить участников анкетирования с выбранной темой).
  3. Проводится внедрение разработанных рекомендаций – участники анкетирования ознакомляются с предложенной информацией (проводится классный час, викторина, игра и так далее).
  4. Проводится повторное анкетирование – при повторном анкетировании задаются те же вопросы, которые задавались при первом анкетировании и полученные результаты сравниваются с первоначальными, затем делается вывод о том, насколько изменились результаты.

В обоих анкетирования и в процессе внедрения разработанных рекомендаций (классный час, викторина, игра и так далее) должны принимать участие одни и те же люди.

Выбор целевой аудитории для анкетирования

В анкетировании принимают участие люди, относящиеся к целевой аудитории темы, по которой проводится анкетирование:

  1. Определённые категории людей – только учащиеся школы или колледжа, люди в возрасте от 18 до 40 лет, только мужчины в возрасте 20-35 лет и так далее.
  2. Общая выборка, в которую входят люди разных возрастов, профессий и так далее.

Целевая аудитория зависит от темы, по которой проводится анкетирование, например:

  1. Проводить опрос школьников о том, как изменилась жизнь в России за последние 20 лет нецелесообразно, так как они не могут в полной мере оценить произошедшие изменения.
  2. Включать в целевую группу людей старше 18 лет в анкетировании о том, какие сложности они испытывают в процессе обучения в школе, также не корректно, так как рассказать о сложностях, с которыми сталкиваются учащиеся (на данный момент) могут только та категория людей, которая проходит обучение.
  3. Спрашивать людей об экологической обстановке в населённом пункте, в котором они не проживают и ни разу там не были, также не даст нужного результата, так как ответы таких людей не будут отражать истинную картину.

В то же время существуют направления, в которых участие для полноты данных могут принимать участие респонденты различных слоёв населения, возрастных групп, полов и так далее, к таким направлениям можно отнести:

  • экологическую обстановку в населённом пункте (все жители населённого пункта – под все понимается различные категории);
  • темы, связанные с историей;
  • здоровье и здоровый образ жизни;
  • и так далее.

Неверный выбор целевой аудитории приведёт к некорректному выполнению работу.


----


Реклама


Я отдыхаю... можно мне не мешать...

Вопрос-ответ

задайте интересующий Вас вопрос по выполнению школьных и студенческих работ

Статьи в категории

Реклама

Опрос

Мешает ли Вам реклама на сайте?

Анонимный опрос в нашем Телеграм-канале

© Copyright 2019-2024, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ.