Бизнес-план при выполнении проектной (исследовательской) работы выполняется по предмету экономика или обществознание и предполагает обучение учащихся основам бизнес-планирования путём разработки модели действующего предприятия.
Создать полноценный бизнес-план учащийся не сможет, так как для этого требуется проанализировать большое количество информации из разных областей (экономика, маркетинг, реклама и т.д.), но при этом, при подготовке учащимся бизнес-плана можно понять основы работы и открытия компании, что включает в себя деятельность любого коммерческого предприятия.
Как и любая проектная (исследовательская) работа, работа, содержащая бизнес-план, должна иметь:
Отличия могут быть только в структуре основной части проекта:
Теоретическая глава - данный раздел является теоретической основой проектной (исследовательской) работы, в котором рассматривается тема исследования с теоретической точки зрения (анализ литературных источников) то есть создание бизнес-плана, либо создание бизнес-плана предприятия в определённой отрасли.
Практическая глава - является разработкой бизнес-плана выбранного предприятия.
В таком случае вся основная часть посвящена разработке бизнес-плана выбранного предприятия.
Разработанный бизнес-план разбивается на главы, параграфы и пункты в зависимости от требований и объёма разработанного бизнес-плана.
При выполнении (разработке) бизнес-плана в качестве практической главы проектной работы следует учитывать особенности подготовки данного типа практического задания.
Независимо от того выполняется бизнес-план как отдельная работа или является только практической частью проектной (исследовательской) работы он включает в себя большое количество разделов, которые необходимо отразить при выполнении:
В том случае если бизнес-план составляется для нового предприятия необходимо отразить затраты и необходимые инвестиции, если же бизнес-план разрабатывается для существующего предприятия и его предполагает расширение, то необходимо отразить информацию о выручке, валовой прибыли и чистой прибыли, расходы предприятия за период в 2-3 года (в том случае, если действующее предприятие работает меньше 2-х лет следует отразить требуемые показатели за тот период, который предприятие работает).
Для того чтобы корректно выполнить данный параграф и отразить всю необходимую информацию необходимо провести большое исследование, поэтому, если бизнес-план выполняется учащимся школы, можно опустить некоторые параметры, например, денежный объём отрасли, факторы влияющие на деятельность предприятий в отрасли, а также историю отрасли в которой будет работать (или работает) предприятие.
Для раскрытия данного параграфа бизнес-плана в проектной (исследовательской) работе можно воспользоваться следующими ресурсами в интернете:
Помимо указанных сайтов можно воспользоваться тематичными сайтами государственных органов (например, предприятие будет заниматься производством сельхозпродукции – министерство сельского хозяйства), различные инвестиционные порталы и сайты тематических СМИ.
Для того чтобы было легче проводить исследование следует проанализировать нескольких конкурентов, во многих случаях можно использовать официальные интернет-сайты. Предприятие лучше выбирать в том же населённом пункте или регионе, в котором планируется открытие предприятия.
Для того чтобы проанализировать целевую аудиторию, необходимо составить и провести анкетирование, в анкете можно указать следующие вопросы:
Все вопросы должны относиться к разрабатываемому бизнес-плану.
Результаты получанные в ходе анкетирования/опроса следует приложить в обобщённом виде на диаграммах или в таблице(ах).
Для раскрытия всей необходимой в параграфе информации необходимо указать:
В том случае если предприятие, для которого разрабатывается бизнес-план действующее (оно производит товары/услуги или продаёт их) также необходимо перечислить всё вышеотмеченное, только в настоящем времени (то есть анализировать те товары/услуги, которые предприятие предоставляет или продаёт).
Помимо вышеперечисленного, в данном параграфе следует сравнить товары/услуги предприятия, для которого в проектной (исследовательской) работе разрабатывается бизнес-план с товарами/услугами предприятий конкурентов.
Все цифровые данные должны быть сведены в таблицы или диаграммы, также желательно предоставлять ссылки на источники информации, например, о стоимости оборудования, стоимости сырья и т.д.
Данный параграф в проектной (исследовательской) работе с разработкой бизнес-плана является обязательным даже в том случае, если на разрабатываемом (действующем) предприятие будет работать 1 человек.
Помимо самой организационной структуры в данном параграфе бизнес-плана следует отразить:
В параграфе помимо самой маркетинговой стратегии следует отразить:
Затраты на рекламу следует отразить в виде диаграммы или таблицы, при этом следует отдельно разделить все рекламные каналы.
Данный параграф напрямую влияет на деятельность предприятия, поэтому следует тщательно анализировать целевую аудиторию и её платёжеспособность, так как это напрямую влияет на возможность данных людей приобрести товары (услуги) предприятия, кроме того, платёжеспособность целевой аудитории напрямую влияет на ценообразование (на итоговую стоимость), рекламная стратегия же влияет на правильность выбора рекламного канала.
Для правильного выполнения параграфа следует рассматривать товар (услугу) не только с точки зрения производителя (продавца), но и с точки зрения потребителя:
Затраты на маркетинг должны быть отражены в бюджете на реализацию бизнес-плана.
Помимо планового количества проданных товаров или предоставленных услуг в параграфе следует проанализировать:
Выполнение данного параграфа в бизнес-плане позволит определить возможно ли продать запланированное количество товара или предоставить расчётное количество услуг, ведь как товар, так и услугу кто-то должен приобрести.
Если планируется производить (продавать) более одного вида товара или услуги, анализ следует производить по каждой категории товара.
Расчётные данные следует оформить в виде таблиц(ы) или диаграмм(ы).
Затраты на продажи также следует отражать в бюджете на реализацию бизнес-плана.
В данном параграфе следует отразить:
Вполне нормальным является убыточность разрабатываемого бизнеса в первые месяцы, то есть расходы будут превышать доходы, но этого не должно быть постоянно, в таком случае деятельность предприятия является нерентабельной и его открытие неоправданно.
Следует проанализировать основные риски и представить план действий для их нейтрализации.
Выполнение бизнес-плана в проектной (исследовательской) работе отличается от бизнес-плана для инвестора, основное отличие в структуре разрабатываемого бизнес-плана.
Бизнес-план проектной (исследовательской) работы может не содержать следующие разделы:
Резюме в основном требуется для инвестора, чтобы он мог не углубляясь в бизнес-план, понять заинтересован он в инвестировании денежных средств или нет, иными словами, резюме должно заинтересовать инвестора.
При выполнении проектной (исследовательской) работы с разработкой бизнес-плана, работу не требуется представлять инвестору, поэтому резюме подготавливать не требуется.
Для правильного выполнения бизнес-плана следует придерживаться следующих рекомендаций:
Конечно, оформить все представленные в работе числа в таблицы и диаграммы невозможно и не рационально, так если число одно (например, процентная ставка по кредиту или сумма разового платежа за аренду помещения) оно указывается в тексте.
Выполнение проектной (исследовательской) работы направлено на получение учащимся новых знаний, поэтому использование чужих работ или выдумывание показателей несёт вред самому учащемуся, что и следует понимать при выполнении проектной работы.
При разработке бизнес-плана в проектной (исследовательской) работе можно допустить следующие ошибки:
© Copyright 2019-2024, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание индивидуальных проектов, а также проектных работ.