Методы исследования во введении проектной работы

Методы исследования – это способы, которые были использованы во время проведения исследования (работы над темой), совокупность различных действий, направленных на достижение цели проектной работы, являются обязательным разделом введения.

Методы исследования во введении проектной работы
Методы исследования во введении проектной работы

Методология проектной работы предполагает комплексный подход, то есть во время выполнения проекта следует использовать несколько методов исследования, такой подход позволяет получить точный и объективный результат, ведь на основании полученных данных делаются не только выводы, но и разрабатываются рекомендации и предложения.

Расположение методов исследования во введении

Раздел с методами исследования является обязательным, располагается во вводной части проектной работы, после теоретической основы исследования.

Расположение методов исследования во введении проектной работы
Расположение методов исследования во введении проектной работы

Методы исследования располагаются в порядке их использования, то есть сначала методы исследования используемые в теоретической главе, далее методы исследования, использованные в практической (исследовательской) главе. Разделять их на теоретические и практические не требуется, каждый метод отделяется от другого запятой.

Особенности подготовки методов исследования

При подготовке раздела с методами, использованными при исследовании, следует указывать только те методы, которые были применены при подготовке проектной работы. Указывая методы исследования, которые не были применены при выполнении проекта, автор вводит в заблуждение проверяющего, а также демонстрирует свое неумение подбирать необходимые для теоретического и практического исследования методы, что, в свою очередь, приводит к снижению итоговой оценки на защите проекта.

Количество методов исследования при написании проекта

При выполнении проектной работы нет определенного требования к количеству методов, которые требуется применить, при этом применение 1-2 или 3 методов исследования говорит о недостаточно полном изучении темы, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Оптимальным является использование от 6 до 10 методов исследования.

Классификация методов исследования

Методы исследования в проектной работе можно разделить на несколько групп:

  1. Общенаучные методы исследования – являются теоретическими методами, применяются при подготовке теоретической части проектной работы:
    • Абстрагирование
    • Анализ литературы
    • Аналогия
    • Дедукция
    • Индукция
    • Исторический метод
    • Классификация
    • Конкретизация
    • Моделирование
    • Обобщение
    • Синтез
    • Формализация

    Чтобы понять, какие именно методы были использованы при подготовке проектной работы, следует знать трактовку каждого метода:

    Абстрагирование – данный метод предполагает изучение определенного свойства или характеристики объекта (явления) без учета остальных его свойств и характеристик, то есть при использовании метода абстрагирования необходимо конкретизировать признаки, которые требуется исследовать при выполнении работы. Например, изучение того, как вес корабля влияет на его скорость.

    Анализ литературы – метод, который предполагает изучение литературы и нормативно-правовых актов по теме исследования проектной работы, является основным методом, применяемым для подготовки теоретической части работы.

    Аналогия – метод исследования, подразумевающий поиск сходств явлений или предметов по определенному перечню признаков. Например, поиск сходств у автомобилей, произведенных в разных странах.

    Дедукция – данный метод исследования позволяет, основываясь лишь на общедоступной информации, используя принцип «от общего к частному», сделать вывод о конкретном предмете или явлении.

    Индукция – метод исследования, являющийся противоположностью дедукции, основывается на принципе «от частного к общему», предполагает изучение конкретных событий, действий.

    Исторический метод – изучение какого-либо события в хронологическом порядке, определение этапов развития или создания чего-либо в определенный промежуток времени.

    Классификация – часто используемый в проектных работах метод исследования, который предполагает деление (классификацию) явления или предмета по определенным свойствам или признакам, данный метод направлен на структурирование информации. Деление явлений или предметов может осуществляться по различным свойствам, например, размер, длина, вес, объём, температура (физические свойства); рок, поп, классика, вокал (жанры музыки); красный, белый, синий, черный (цвета). Классификация может быть проведена по различным признакам, которые поддаются сравнению.

    Конкретизация – метод исследования, который предполагает полное и детальное исследование явления, объекта или предмета в реально существующих условиях. Например, изучение влияния загрязнения атмосферы на лишайники.

    Моделирование – при использовании этого метода исследования объект, предмет или явление, которое подвергается исследованию, должно существовать в реальности и быть перенесено в созданную модель. Например, моделирование каких-либо процессов происходящих в природе.

    Обобщение – метод, в котором вывод о существующих явлениях или предметах делается на основании большого количества отдельных свойств или признаков.

    Существует 2 вида обобщения:

    • эмпирическое (индуктивное) – общие свойства и характеристики явления или предмета строятся путем анализа конкретных характеристик и свойств;
    • аналитическое – изучение различных мнений по одной и той же теме или вопросу без использования конкретных опытов (без применения эмпирической действительности).

    Синтез – метод исследования, который объединяет разрозненные признаки и свойства в единый объект для изучения.

    Формализация – метод, предполагающий передачу сущности объекта (явления) или его структуры путем использования символов, формул, математических схем.

  2. Эмпирические методы исследования (сбор конкретных фактов) – данная группа методов используется при подготовке практической части проектной работы, если в проекте не использовался хотя бы один из эмпирических (практических) методов, значит, в проектной работе отсутствует практическая часть или автор проекта недостаточно осведомлен о правилах написания работы.
  3. Эмпирическими методами являются:

    • Анкетирование
    • Интервьюирование
    • Беседа
    • Опрос
    • Измерение
    • Наблюдение
    • Описание
    • Практическое моделирование
    • Сравнение
    • Эксперимент

    Для понимания, какие методы относятся к практическим, рассмотрим каждый из них подробно:

    Анкетирование – данный метод предполагает проведение анкетирования, для проведения которого подготавливается ряд вопросов с заранее подготовленными ответами, в ходе проведения анкетирования участники должны отвечать на вопросы выбирая ответы из предложенных вариантов, в некоторых лучаях они могут либо пояснять свои ответы, либо давать ответ на свое усмотрение (в таком случае варианты ответов не предполагаются). Анкетирование является практическим исследованием и его анализ всегда включается в практическую часть в виде табличных данных или диаграмм с описанием полученных результатов. Например, проведение анкетирования однокласников о пользе занятий спортом.

    Анкетирование в отличии от опроса всегда проводится в письменном виде, то есть подготавливаются анкетиные листы которые раздаются участникам анкетирования.

    Ознакомится с особенностями подготовки и проведения анкетирования в проектной работе можно на странице «Анкетирование».

    Опрос – метод предполагающий проведение опроса в качестве практической части работы, в отличии от анкетирования данный метод исследования может предполагать усный опрос респондентов, то есть если для того чтобы узнать мнение респондентов им не раздавались анкетные листы – это опрос.

    Использование опроса и анкетирования в проектной работе позволяет узнать мнение большого количества людей, что в свою очередь получить более точные и полные данные, поэтому чем больше людей участвовало в опросе или анкетировании тем точнее данные.

    Беседа – метод исследования который подразумевает проведение беседы с одним или несколькими людьми обладающими ценной информацией или знаниями в определенной области, о каком-либо событии, памятной дате и т.д. то есть о предмете исследования проектной работы.

    Не следует путать беседу и интервьюирование – это разные методы исследования.

    Интервьюирование – данный метод так же как и беседа предполагает проведение разговора с одним или несколькими людьми, при этом данный метод исследования отличается от беседы подготовленными заранее вопросами, регламентированным и структурированным ходом проведения.

    Измерение – является одним из наиболее точных и эффективных методов исследования, который предполагает фиксацию физических параметров (длина, масса, объем, скорость и так далее) объекта исследования проектной работы, полученные данные при использовании данного метода фиксируются с помощью числовых значений. Например, измерение влияния высоты на температуру и скорость ветра.

    Наблюдение – метод исследования, который подразумевает наблюдение за объектом исследования и дальнейшее фиксирование изменений происходящих с ним, реакциях, а также изменение свойств или положения в пространстве. Наблюдение является одним из ключевых методов исследования ведь в его основе находится сбор данных о свойствах и отношениях объекта исследования проектной работы. Например, наблюдение за изменениями происходящими с окружающей средой.

    Описание – данный метод схож с наблюдением, описание, как метод исследования подразумевает кроме фиксирования являения и его поведения, также признаки, внешний вид, характерныйе черты объекта исследования проектной работы. Например, описание какого-либо человека, составление его биографии.

    Моделирование – часто применяемый при выполнении различных работ в том числе и проектных метод исследования, который предполагает создание уменьшенной копии объекта исследования для ее детального изучения.

    Моделирование, как метод исследования подразделяется на:

    • предметное – создание модели отдельной части или элемента объекта исследования;
    • схематичное – выполнение модели объекта исследования в виде рисунка или схемы;
    • имитационное - изучаемый объект исследования замещается имитирующим его объектом, с данным объектом в дальнейшем проводят различные исследования;
    • воображаемое – при таком моделировании модель объекта исследования существует лишь в воображении автора работы.

    Не зависимо от того, как именно была создана модель объекта исследования во введении указывается лишь основной метод – практическое моделирование.

    Примером моделирования может выступать разработка новой конструкции какой-либо техники, здания, сооружения и прочее.

    Сравнение – является одним из часто используемых методов при выполнении различных работ в том числе и проектной, данный метод применяется для сравнения (сопоставления) свойств, признаков и различных характеристик объектов исследования. Например, сравнение состава различных газированных напитков.

    Эксперимент – метод исследования, который предполагает наблюдение явления в определённых условиях, при этом важным условием эксперимента является его повторяемость. Проведение опыта также относится к эксперименту в том случае, если целью проведения опыта выступает проверка положений, выдвинутых в гипотезе исследования (её подтверждение или опровержение). При выполнении опытов важным является возможность повторить опыт и получить один и тот же результат.

    Помимо теоретических и практических методов исследования в проектной работе могут использоваться частные методы исследования.

  4. Частные (узкоспециализированные) методы исследования – методы исследования, которые могут применяться лишь в определенных отраслях знаний, они необходимы для изучения отдельных, специфических вопросов. Такие методы могут использоваться при подготовке проектной работы по любой дисциплине.
  5. Наибольшее количество частных методов исследования применяется в следующих дисциплинах:

    • педагогика/психология;
    • медицина;
    • филология;
    • экономика.

    Частные методы исследования используются при подготовке практической части проектной работы.

Ошибки при подготовке раздела «Методы исследования»

При подготовке раздела «Методы исследования» можно допустить ошибки, которые не повлияют на текст исследования, но могут оказать воздействие на итоговую оценку. Рассмотрим наиболее частые ошибки:

  1. Не перечислены все методы исследования, которые применялись в ходе выполнения проектной работы. Следует ознакомиться со всеми возможными методами исследования, выбрать те, которые были применены при подготовке проекта.
  2. В перечень методов включены те, которые не были использованы при написании работы, тем самым автор проектной работы показывает свое неумение подготавливать и оформлять проектную работу, соответственно, итоговая оценка может быть снижена даже при учете качественно проведенного исследования и грамотно написанной теоретической части.
  3. Перепутаны методы исследования, например, вместо анкетирования указано тестирование, следует внимательно подходить к указанию использованных методов, при появлении сомнения лучше обратиться к учителю (преподавателю), либо посмотреть в литературных источниках трактовку метода исследования.
  4. Раздел «Методы исследования» расположен не в верной структурной последовательности «Введения», методы исследования располагаются после «Теоретической основы исследования».
  5. Раздел «Методы исследования» отсутствует во «Введении» проектной работы, данный раздел является обязательным, независимо от класса (курса) обучающегося, дисциплины, по которой выполняется проектная работа, и ее типа.


Помогла статья, поделись ссылкой



Реклама

Реклама

Опрос

© Copyright 2019-2021, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ.