Методы исследования во введении проектной работы



Методы исследования – это способы, которые были использованы во время проведения исследования (работы над темой), совокупность различных действий, направленных на достижение цели проектной работы, являются обязательным разделом введения.

Методы исследования во введении проектной работы
Методы исследования во введении проектной работы

Методология проектной работы предполагает комплексный подход, то есть во время выполнения проекта следует использовать несколько методов исследования, такой подход позволяет получить точный и объективный результат, ведь на основании полученных данных делаются не только выводы, но и разрабатываются рекомендации и предложения.

Расположение методов исследования во введении

Раздел с методами исследования является обязательным, располагается во вводной части проектной работы, после теоретической основы исследования.

Расположение методов исследования во введении проектной работы
Расположение методов исследования во введении проектной работы

Методы исследования располагаются в порядке их использования, то есть сначала методы исследования используемые в теоретической главе, далее методы исследования, использованные в практической (исследовательской) главе. Разделять их на теоретические и практические не требуется, каждый метод отделяется от другого запятой.

Особенности подготовки методов исследования

При подготовке раздела с методами, использованными при исследовании, следует указывать только те методы, которые были применены при подготовке проектной работы. Указывая методы исследования, которые не были применены при выполнении проекта, автор вводит в заблуждение проверяющего, а также демонстрирует свое неумение подбирать необходимые для теоретического и практического исследования методы, что, в свою очередь, приводит к снижению итоговой оценки на защите проекта.

Количество методов исследования при написании проекта

При выполнении проектной работы нет определенного требования к количеству методов, которые требуется применить, при этом применение 1-2 или 3 методов исследования говорит о недостаточно полном изучении темы, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Оптимальным является использование от 6 до 10 методов исследования.

Классификация методов исследования

Характеристика методов исследования

Методы исследования в проектной работе можно разделить на несколько групп:

  1. Общенаучные методы исследования – являются теоретическими методами, применяются при подготовке теоретической части проектной работы:
  2. Чтобы понять, какие именно методы были использованы при подготовке проектной работы, следует знать трактовку каждого метода:

    Абстрагирование – данный метод предполагает изучение определенного свойства или характеристики объекта (явления) без учета остальных его свойств и характеристик, то есть при использовании метода абстрагирования необходимо конкретизировать признаки, которые требуется исследовать при выполнении работы. Например, изучение того, как вес корабля влияет на его скорость.

    Анализ литературы – метод, который предполагает изучение литературы и нормативно-правовых актов по теме исследования проектной работы, является основным методом, применяемым для подготовки теоретической части работы.

    Аналогия – метод исследования, подразумевающий поиск сходств явлений или предметов по определенному перечню признаков. Например, поиск сходств у автомобилей, произведенных в разных странах.

    Дедукция – данный метод исследования позволяет, основываясь лишь на общедоступной информации, используя принцип «от общего к частному», сделать вывод о конкретном предмете или явлении.

    Индукция – метод исследования, являющийся противоположностью дедукции, основывается на принципе «от частного к общему», предполагает изучение конкретных событий, действий.

    Исторический метод – изучение какого-либо события в хронологическом порядке, определение этапов развития или создания чего-либо в определенный промежуток времени.

    Классификация – часто используемый в проектных работах метод исследования, который предполагает деление (классификацию) явления или предмета по определенным свойствам или признакам, данный метод направлен на структурирование информации. Деление явлений или предметов может осуществляться по различным свойствам, например, размер, длина, вес, объём, температура (физические свойства); рок, поп, классика, вокал (жанры музыки); красный, белый, синий, черный (цвета). Классификация может быть проведена по различным признакам, которые поддаются сравнению.

    Конкретизация – метод исследования, который предполагает полное и детальное исследование явления, объекта или предмета в реально существующих условиях. Например, изучение влияния загрязнения атмосферы на лишайники.

    Моделирование – при использовании этого метода исследования объект, предмет или явление, которое подвергается исследованию, должно существовать в реальности и быть перенесено в созданную модель. Например, моделирование каких-либо процессов происходящих в природе.

    Обобщение – метод, в котором вывод о существующих явлениях или предметах делается на основании большого количества отдельных свойств или признаков.

    Существует 2 вида обобщения:

    • эмпирическое (индуктивное) – общие свойства и характеристики явления или предмета строятся путем анализа конкретных характеристик и свойств;
    • аналитическое – изучение различных мнений по одной и той же теме или вопросу без использования конкретных опытов (без применения эмпирической действительности).

    Синтез – метод исследования, который объединяет разрозненные признаки и свойства в единый объект для изучения.

    Формализация – метод, предполагающий передачу сущности объекта (явления) или его структуры путем использования символов, формул, математических схем.

  3. Эмпирические методы исследования (сбор конкретных фактов) – данная группа методов используется при подготовке практической части проектной работы, если в проекте не использовался хотя бы один из эмпирических (практических) методов, значит, в проектной работе отсутствует практическая часть или автор проекта недостаточно осведомлен о правилах написания работы.
  4. Эмпирическими методами являются:

    Для понимания, какие методы относятся к практическим, рассмотрим каждый из них подробно:

    Анализ нормативно-правовой базы – метод исследования, который подразумевает исследование нормативных актов стран(ы), области, республики, ведомств и министерств, также может быть проведено исследование законов, указов, постановлений и т.д. по определённой тематике. Например, исследование нормативных актов, в которых закреплены права и ответственность несовершеннолетних.

    Анкетирование – данный метод предполагает проведение анкетирования, для проведения которого подготавливается ряд вопросов с заранее подготовленными ответами, в ходе проведения анкетирования участники должны отвечать на вопросы выбирая ответы из предложенных вариантов, в некоторых случаях они могут либо пояснять свои ответы, либо давать ответ на свое усмотрение (в таком случае варианты ответов не предполагаются). Анкетирование является практическим исследованием и его анализ всегда включается в практическую часть в виде табличных данных или диаграмм с описанием полученных результатов. Например, проведение анкетирования однокласников о пользе занятий спортом.

    Анкетирование в отличии от опроса всегда проводится в письменном виде, то есть подготавливаются анкетиные листы которые раздаются участникам анкетирования.

    Ознакомится с особенностями подготовки и проведения анкетирования в проектной работе можно на странице «Анкетирование».

    Опрос – метод предполагающий проведение опроса в качестве практической части работы, в отличии от анкетирования данный метод исследования может предполагать устный опрос респондентов, то есть если для того чтобы узнать мнение респондентов им не раздавались анкетные листы – это опрос.

    Использование опроса и анкетирования в проектной работе позволяет узнать мнение большого количества людей, что в свою очередь получить более точные и полные данные, поэтому чем больше людей участвовало в опросе или анкетировании тем точнее данные.

    Беседа – метод исследования который подразумевает проведение беседы с одним или несколькими людьми обладающими ценной информацией или знаниями в определенной области, о каком-либо событии, памятной дате и т.д. то есть о предмете исследования проектной работы.

    Не следует путать беседу и интервьюирование – это разные методы исследования.

    Интервьюирование – данный метод так же как и беседа предполагает проведение разговора с одним или несколькими людьми, при этом данный метод исследования отличается от беседы подготовленными заранее вопросами, регламентированным и структурированным ходом проведения.

    Метод семантического дифференциала – метод предполагает оценивание чего-либо с использованием набора шкал. Примером использования метода семантического дифференциала является оценивание объекта с использованием пар слов: подчеркните одно из слов в каждой пары прилагательных, которое характеризует «объект» (лёгкий - тяжёлый, быстрый - медленный, активный - пассивный, сильный - слабый, хороший - плохой и т. д.).

    Измерение – является одним из наиболее точных и эффективных методов исследования, который предполагает фиксацию физических параметров (длина, масса, объем, скорость и так далее) объекта исследования проектной работы, полученные данные при использовании данного метода фиксируются с помощью числовых значений. Например, измерение влияния высоты на температуру и скорость ветра.

    Картографический – метод предполагает работу с картами, т.е. получение каких-либо данных с использованием карт (изучение структуры, взаимосвязей, динамики и изменений объекта исследования во времени), создание маршрутов. Примером данного метода может выступать создание экскурсионного (или виртуального) маршрута.

    Математический – метод исследования, подразумевающий проведение математических вычислений, так примером математического метода является подсчёт количества анкетируемых, примеры решения математических задач и иные вычисления которые проводятся при выполнении работы.

    Наблюдение – метод исследования, который подразумевает наблюдение за объектом исследования и дальнейшее фиксирование изменений происходящих с ним, реакциях, а также изменение свойств или положения в пространстве. Наблюдение является одним из ключевых методов исследования ведь в его основе находится сбор данных о свойствах и отношениях объекта исследования проектной работы. Например, наблюдение за изменениями происходящими с окружающей средой.

    Описание – данный метод схож с наблюдением, описание, как метод исследования подразумевает кроме фиксирования явления и его поведения, также признаки, внешний вид, характерные черты объекта исследования проектной работы. Например, описание какого-либо человека, составление его биографии.

    Практическое моделирование – часто применяемый при выполнении различных работ в том числе и проектных метод исследования, который предполагает создание уменьшенной копии объекта исследования для ее детального изучения.

    Практическое моделирование, как метод исследования подразделяется на:

    • предметное – создание модели отдельной части или элемента объекта исследования;
    • схематичное – выполнение модели объекта исследования в виде рисунка или схемы;
    • имитационное - изучаемый объект исследования замещается имитирующим его объектом, с данным объектом в дальнейшем проводят различные исследования;
    • воображаемое – при таком моделировании модель объекта исследования существует лишь в воображении автора работы.

    Не зависимо от того, как именно была создана модель объекта исследования во введении указывается лишь основной метод – практическое моделирование.

    Примером моделирования может выступать разработка новой конструкции какой-либо техники, здания, сооружения и прочее.

    Проблемно-логический – метод, который позволяет разделить исследуемую проблему на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в логической последовательности.

    Прогнозирование – метод исследования, который заключается в разработке прогнозов, т.е. выдвижение предположений (суждений) о состоянии чего-либо в будущем. Примером использования такого метода может быть прогнозирование изменения экологической обстановки в мире, стране, регионе и т.д., прогноз экономической, демографической ситуации в мире, стране, регионе и т.д.

    Метод прогнозирование подразделяется на:

    • научно-техническое;
    • экономическое;
    • политическое;
    • социальное.

    Сравнение – является одним из часто используемых методов при выполнении различных работ в том числе и проектной, данный метод применяется для сравнения (сопоставления) свойств, признаков и различных характеристик объектов исследования. Например, сравнение состава различных газированных напитков.

    Статистический – метод исследования, характеризующийся использованием статистических данных, а также их анализ и сравнение. Например, анализ численности населения Российской Федерации, исследование преступности среди несовершеннолетних и т.д.

    При этом следует помнить, что для анализа статистических данных следует использовать официальные данные, которые можно найти на официальных сайтах организаций, министерств, ведомств. Основным ресурсом со статистическими данными по Российской Федерации является Федеральная служба государственной статистики.

    Тестирование – метод исследования, подразумевающий проведение испытаний или проверок, в зависимости от направления тестированию может подвергаться почти любой объект, который подвергается исследованию.

    Рассмотрим варианты тестирования в зависимости от предметной области выполнения работы:

    • психология – тестирования психологических качеств и состояний индивида;
    • информатика – тестирование комплектующих компьютера;
    • химия – тестирование качества воды и т.д.

    Экономический – метод исследования, который предполагает проведение финансовых расчётов, так финансовый анализ деятельности компании является примером применения экономического метода, также к этому методу можно отнести расчёт затрат реализацию предложенных мероприятий и любой другой расчёт, связанный с финансами.

    Эксперимент – метод исследования, который предполагает наблюдение явления в определённых условиях, при этом важным условием эксперимента является его повторяемость. Проведение опыта также относится к эксперименту в том случае, если целью проведения опыта выступает проверка положений, выдвинутых в гипотезе исследования (её подтверждение или опровержение). При выполнении опытов важным является возможность повторить опыт и получить один и тот же результат.

    Помимо теоретических и практических методов исследования в проектной работе могут использоваться частные методы исследования.

  5. Частные (узкоспециализированные) методы исследования – методы исследования, которые могут применяться лишь в определенных отраслях знаний, они необходимы для изучения отдельных, специфических вопросов. Такие методы могут использоваться при подготовке проектной работы по любой дисциплине.
  6. Наибольшее количество частных методов исследования применяется в следующих дисциплинах:

    • педагогика/психология;
    • медицина;
    • филология;
    • юриспруденция;
    • экономика.

    Частные методы исследования используются при подготовке практической части проектной (исследовательской) работы. Рассмотрим примеры основных частных методов применяемых в различгых областях.

    Методами исследования применямыми в работах по юриспруденции (в случае написания проектной работы – правовой тематике) являются:

    Историко-правовой – метод, подразумевающий исследование изменений, происходящих в области юридических наук, то есть эволюции правовых норм, является обязательным методом исследования для работ в области истории права и государства, а также истории учений о праве и государстве. Примером данного метода является анализ произошедших изменений в нормах права в области защиты авторского права в период с 1990 года по настоящее время.

    Сравнительно-правовой – данный метод предполагает сопоставление (сравнение) российское, зарубежное и международное право, кроме того, метод может включать выработку предложений по использованию положительного опыта зарубежных стран в российской правовой системе. Примером данного метода может выступать, например, сравнение прав и обязанностей несовершеннолетних в Российской Федерации и какой-либо страны.

    Формально-юридический (догматический) – метод исследования, подразумевающий всестороннее изучение правовых норм, их задач и функций, места, занимаемого ими в правовой отрасли, взаимодействие с другими правовыми явлениями и процессами в условиях, исключающих влияние на исследование иных (неправовых: политических, социально-экономических, культурных) факторов. Примером данного метода может выступать анализ любого нормативного акта, например, анализ прав и свобод закреплённых в Конституции Российской Федерации.

Схематичное представление методов исследования

Онлайн-подбор методов и методик исследования

В том случае, если разобраться в характеристиках методик сложно или нет времени можно воспользоваться инструментом для онлайн-подбора используемых в работе методов и методик, для подбора потребуется лишь отметить, что было или будет сделано в работе.

Инструмент позволят бесплатно за несколько минут:

  1. подобрать использованные методы и методики (или те, которые планируется использовать);
  2. получить готовы раздел с методами исследования для «Введения»;
  3. каждый подобранный метод при необходимости будет охарактеризован;
  4. можно узнать наиболее часто используемые методы и методики.

База методов и методик пополняется, на сегодняшний день в ней:

  1. Всего: 30
  2. Теоретических: 10
  3. Практических: 20

Как написать методы исследования во введении проектной работе

После того как были выбраны используемые в ход выполнения проектной работы методы исследования, их необходимо указать во введении, для этого можно использовать одну из следующих словесных конструкций:

  1. Для написания проектной работы (указать свой тип проекта) были использованы следующие методы исследования: указываются использованные методы.
  2. Методы исследования: перечисляются использованные методы.
  3. В исследовании были использованы следующие методы: указываются использованные методы.
  4. В работе были использованы следующие методы исследования: указать методы исследования.
  5. Методологическую базу проектной работы (указать тип работы) составили следующие методы исследования: указать методы исследования.
  6. В основу проектной работы (указать тип работы) легли положения (указать методы исследования) методологии.
  7. Методологическая база исследования: указать методы исследования.
  8. В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены следующие методы: указать используемые методы.
  9. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как указать используемые методы.
  10. Методологическая основа исследования состояла в применении указать используемые методы.
  11. Цели и задачи настоящей работы предопределили выбор следующих методов исследования перечислить используемые методы.
  12. При проведении исследования применялись следующие методы: указать используемые методы.

Методы исследования могут быть перечислены как в строчку, так и каждый метод на отдельной строке в виде нумерованного или маркированного списка.

Ошибки при подготовке раздела «Методы исследования»

При подготовке раздела «Методы исследования» можно допустить ошибки, которые не повлияют на текст исследования, но могут оказать воздействие на итоговую оценку. Рассмотрим наиболее частые ошибки:

  1. Не перечислены все методы исследования, которые применялись в ходе выполнения проектной работы. Следует ознакомиться со всеми возможными методами исследования, выбрать те, которые были применены при подготовке проекта.
  2. В перечень методов включены те, которые не были использованы при написании работы, тем самым автор проектной работы показывает свое неумение подготавливать и оформлять проектную работу, соответственно, итоговая оценка может быть снижена даже при учете качественно проведенного исследования и грамотно написанной теоретической части.
  3. Перепутаны методы исследования, например, вместо анкетирования указано тестирование, следует внимательно подходить к указанию использованных методов, при появлении сомнения лучше обратиться к учителю (преподавателю), либо посмотреть в литературных источниках трактовку метода исследования.
  4. Раздел «Методы исследования» расположен не в верной структурной последовательности «Введения», методы исследования располагаются после «Теоретической основы исследования».
  5. Раздел «Методы исследования» отсутствует во «Введении» проектной работы, данный раздел является обязательным, независимо от класса (курса) обучающегося, дисциплины, по которой выполняется проектная работа, и ее типа.

----


Реклама


Я отдыхаю... можно мне не мешать...

Чек-лист индивидуального проекта

Проверь насколько выполнена твой индивидуальный проект (проектная работа)

Реклама

Опрос

Мешает ли Вам реклама на сайте?

Анонимный опрос в нашем Телеграм-канале

Реклама

© Copyright 2019-2024, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание индивидуальных проектов, а также проектных работ.