Сноска – указание на заимствованный материал из литературных, интернет-источников, нормативных актов, который позволяет обратиться к источнику заимствования, а также показывает, какой материал в работе является разработкой обучающегося и позволяют избежать плагиата.
Особенности расстановки сносок
Так как сноски показывают заимствованный материал, то наличие их обязательно почти в любой школьной или студенческой работе, исключением являются только сочинения и изложения.
К заимствованному материалу относится всё, что не является собственной разработкой (исследованием) автора работы (рисунок 1).
Варианты заимствованного материала
Текст
Таблицы
Рисунки
Картинки
Графики
Статистические данные
Расчёты
Социологические исследования
Рисунок 1 – Возможный заимствованный материал в школьной и студенческой работе
Если на заимствованный текст не стоит ссылка на источник это является плагиатом, работа с плагиатом не является научным исследованием, поэтому приниматься руководителем не должна.
Помимо простого непринятия информации за плагиат в Российской Федерации существует уголовная ответственность, о чём указано в ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав» Уголовного кодекса Российской Федерации и это касается любого матерьяла, который присваивается без указания авторства.
Сноски следует ставить только на заимствованный материал, поэтому они не проставляются:
- в аннотации, паспорте, пояснительной записке, реферате подготавливаемым к работе;
- во введении;
- в выводах по параграфам и главам;
- в заключении.
Виды сносок
Все сноски делятся на 2 группы:
- Подстрочные (постраничные) – располагаются на каждой странице, ссылка на заимствование указывается надстрочной цифрой.
Подстрочные сноски подразделяются на:
- постраничные – нумерация сносок на каждой странице начинается заново;
- со сплошной нумерацией – все сноски в работе имеют сплошную нумерацию.
Пример постраничных сносок в работах
- Затекстовые – при таком виде сносок в тексте указывается только ссылка на список литературы.
Затекстовые сноски подразделяются в зависимости от вида:
- в квадратных скобках с указанием номера источника и страницы, на которой расположен заимствованный текст;
Например – [12, с. 36] или [2: 9]
12 (2) – номер источника в списке литературы
36 (9) – номер страницы где расположен заимствованный текст (указывается при наличии)
Страница может указываться как просто буквой «с.», так и «стр.», при этом в том случае, если указывается буква «с.» она может указываться либо строчной, либо заглавной буквой (по всей работе следует использовать один из выбранных вариантов).
- в квадратных скобках с указанием только номера источника, из которого заимствован текст;
Например – [12]
12 – номер источника в списке литературы
- в квадратных скобках с указанием фамилии (фамилий авторов), года издания и страницы, на которой расположен заимствованный текст (в том случае если автор отсутствует указывается наименование источника).
Например – [Анищенко 2020: 36]
Анищенко – фамилия автора исчточника (указывается не более 3-х авторов 1 источника)
2020 – год издания источника
36 – номер страницы где расположен заимствованный текст (указывается при наличии)
В некоторых случаях квадратные скобки могут быть заменены на круглые.
Какой вид сносок использовать при написании работы
В большинстве случаев вид сносок указан в положении по написанию работы (методическом пособии), поэтому следует использовать тот вид сносок, который указан в нём, отступление, скорее всего, приведёт к тому, что их придётся заменять требуемым вариантом.
В том случае если доступны оба варианта, например, в положении указана возможность использования обоих вариантов или требования к сноскам отсутствует, то выбрать можно любой вариант, при этом самыми распространёнными являются:
- Затекстовые с указанием страниц.
- Постраничные с нумерацией на каждой странице.
Выберая вид сносок можно ориентироваться на следующие моменты:
- Постраничные сноски добавляют объём работы, то есть если объём работы превышен, то лучше от них отказаться, если объём работы недостаточен, то можно таким образом немного его увеличить (обычно на 1-2 листа).
- Постраничные сноски более наглядны и их удобно расставлять сразу, когда подбирается информация для написания работы, то есть скопировав текст (или перепечатав с источника) можно сразу указать, откуда взят данный текст.
- Расстановку затекстовых сносок лучше проводить после окончательного составления списка литературы, иначе при удалении или добавлении источника придётся переставлять сноски, так как в сноске указывается порядковый номер источника в списке.
Цитирование и как его оформить при расстановке сносок
Под цитированием понимается заимствование информации с какого-либо источника, при этом тип источника значения не имеет. При выполнении работы применяется несколько вариантов цитирования (рисунок 2).
Рисунок 2 – Варианты цитирования применяемые при выполнении школьных и студенческих работ
Рассмотрим подробно каждый из видов цитирования:
- Прямым – в таком случае текст с источника берётся в первоначальном (не изменённом) варианте.
Особенностями такого цитирования является:
- необходимость выделения заимствованного текста в работе, для этого его необходимо брать в кавычки;
- на текст обязательно должна стоять сноска на источник (в большинстве случаев с указанием номера страницы);
- при ссылке на цитату в тексте следует использовать словесные конструкции с указанием автора (ов) материала или наименованием источника (исследовательский центры, законы, архивные документы и т.д.):
- по мнению И.О.Ф: «текст цитаты»
- как считает И.О.Ф: «текст цитаты»
- И.О.Ф отмечает: «текст цитаты»
- в своей работе «Наименование работы» И.О.Ф указывает: «текст цитаты»
- по данным представленным в «Наименование документа»: «текст цитаты»
- в документе «Название документа»представлена следующая информация: «текст цитаты»
- в статье № закона «Наименование» указано: «текст цитаты»
В тексте работы фамилия и инициалы авторов указываются в следующем порядке: Имя Отчество Фамилия. При этом имя и отчество можно указывать как полностью, так и инициалами, выбранный вариант следует использовать во всей работе (кроме списка литературы, в нём имя и отчество указываются инициалами всегда).
- Непрямое цитирование – в таком случае исходный материал перерабатывается автором работы, при этом смысл полученной информации должен быть сохранён.
Непрямое цитирование можно сравнить с написанием изложения в процессе, которого необходимо изучить информацию по теме исследования, после чего информация излагается своими словами с сохранением смысла.
Заимствованный текст при таком цитировании в кавычки не бёрется, но сноска на первоисточник обязательна.
- Цитирование не по первоисточнику – в таком случае текст цитаты (информация) берётся из источника, который не является оригиналом, например, статистические данные, представленные в книге (журнале, газете, интернет-сайте) не являются разработкой автора, и на них дана ссылка, но получить доступ к первоисточнику невозможно, поэтому берутся статистические данные, представленные в материале.
В таком случае в тексте работы указывается, что текст цитаты не является первоисточником, например:
- в работе И.О.Ф. представлены данные «текст цитаты»;
- в работе И.О.Ф. приводит исследование И.О.Ф. «текст цитаты»;
- И.О.Ф. приводит результаты полученные И.О.Ф. «текст цитаты»;
Такой вид цитирование следует использовать только в случае невозможности получить доступ к первоисточнику, во всех остальных случаях следует брать информацию с первоисточника.
- Косвенное цитирование – данный вид цитирования предполагает упоминание автора или источника информации в тексте.
Пример расстановки и оформления сносок в школьных и студенческих работах
Каждая группа сносок имеет свои особенности и принципы использования.
В методических рекомендациях (положениях по написанию дипломных, курсовых и иных школьных и студенческих работ) даются указания какие именно сноски должны быть в работе, поэтому перед тем как расставлять сноски на заимствованный текст, следует посмотреть методические рекомендации, ведь если расставить сноски, которые не разрешены методическим пособием работу, скорее всего, не примут.
Рассмотрим особенности расстановки каждой группы сносок.
Расстановка подстрочных сносок – особенности, примеры
Требования к подстрочным сноскаv представлены в ГОСТ 7.05.2008, в нём же представлены основные примеры, но данный ГОСТ не даёт полного понимания, как такие сноски расставлять в учебных работах.
Рассмотрим поэтапное расставленные подстрочных сносок:
Этап 1. Необходимо оформить список литературы в соответствии с требованиями методического пособия или положения.
В том случае если требований к оформлению источников в список литературны нет, их следует оформлять единообразно, пример оформления источников по ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ Р 7.0.100-2018, оформить источники литературы единообразно онлайн можно здесь.
Этап 2. После того как источники оформлены единообразно, их следует расставить на те места, где из них заимствован текст, для этого необходимо (на примере текстового редактора Word):
- Необходимо поставить курсор (нажать левую кнопку мышки) на том месте, где должна находиться сноска.
Расположение курсора для указания места сноски
В зависимости от требований она может находиться:
- перед знаком препинания (перед точкой, запятой, точкой запятой, двоеточием и многоточием);
- после знака препинания.
Если требований к расположению сноски нет, выбрать можно любой вариант, но он должен быть единообразным для все работы.
- После чего перейти на вкладку «Ссылки», в разделе «Сноски» нажать на кнопку «Вставить сноску».
Добавление подстрочной сноски
- После того как была нажата кнопка внизу листа, должна появиться горизонтальная линия, а также цифра, которая соотносится со ссылкой на заимствованный текст.
Размещение источника заимствования в постраничной сноске
- Далее необходимо добавить источник заимствования, при этом цифра, которая появляется автоматически должна оставаться.
Источник заимствования информации в сноске
В том случае если источником заимствования является книга, журнал, диссертация, то необходимо указать страницу, с которой был заимствован текст (в списке литературы указывается либо полное количество страниц либо страницы, на которых расположена статья).
- Данная последовательность повторяется для каждой сноски.
Этап 3. Нумерация сносок может быть либо постраничной, либо сплошной, чаще используется постраничный вариант, но следует использовать тот вариант, который указан в положении (методическом пособии, требованиях учебного заведения):
- Постраничная нумерация – в таком случае сноски на каждой странице нумеруются заново начиная с 1.
- Сплошная нумерация – при такой нумерации все сноски нумеруются подряд.
По умолчанию в Word установлена сплошная нумерация сносок, для того чтобы они нумеровались постранично необходимо:
- Перейти на вкладку «Ссылки».
- В разделе «Сноски» нажать на «дополнительные параметры форматирования сносок» (маленькая кнопка справа от заголовка «Сноски»).
- В открывшемся окне в блоке «Формат» выбрать настройку «Нумерация» и в выпадающем списке выбрать «На каждой странице».
- Сохранить настройки, нажав на кнопку «Применить» (в правом нижнем углу окна).
Изменение нумерации постраничных сносок
Этап 4. Заключительным этапом расстановки подстрочных сносок является их оформление (выставление размера и начертания шрифта, интервалов и т.д.), подстрочные сноски оформляются отдельно от основного текста и в большинстве случаев оформляются отлично от основного текста:
- шрифт: как в основном тексте;
- цвет шрифта: чёрный;
- размер шрифта: 10 или 12 пт;
- интервал: одинарный;
- расстановка переносов: как в основном тексте;
- выделение шрифта: жирный, курсив, подчёркивание – не применяется.
Для оформления сносок необходимо:
- Поставить курсор на любой подстрочной сноске (нажать левой кнопкой мышки), далее на вкладке «Главная» нажать на кнопку «Редактирование», в открывшемся контекстном меню нажать на строку «Выделить», далее «Выделить всё».
Оформление текста постраничных сносок
- Применить настройки шрифта (в том случае, если в требованиях их нет, можно посмотреть выше или на картинках ниже).
Пример форматирования текста постраничной сноски
- Далее необходимо отформатировать отступы и интервалы, для этого, не снимая выделения:
- Вариант 1: нажать правой кнопкой мышки на выделенном тексте и в открывшемся контекстном меню выбрать «Абзац».
- Вариант 2: на вкладке «Главная», в разделе «Абзац» нажать на кнопку слева от слова «Абзац».
Форматирование отступов и интервалов в постраничных сносках – шаг 1
- В открывшемся окне необходимо выбрать параметры, указанные в требованиях учебного заведения, либо:
- выравнивание: по ширине;
- отступ: слева 0 см, справа 0 см;
- абзацный отступ как в основном тексте или 0 см;
- интервал: перед и после 0 пт;
- межстрочный: одинарный.
Форматирование отступов и интервалов в постраничных сносках – шаг 2
- В открытом окне «Абзац» необходимо перейти на вкладку «Положение на странице» и отметить «запрет висячих строк» и «не разрывать абзац», в таком случае сноска не будет частично переходить на другой лист.
Форматирование отступов и интервалов в постраничных сносках – шаг 3
- Нажать кнопку «Ок».
«Указ. соч.» и «Там же» в постраничных сносках
В некоторых методических пособиях существуют отдельные требования для сносок на список литературы при их наличии на один и тот же источник, а также при наличии сносок, идущих подряд с одного источника:
Указ. соч. – указывает на наличие ранее сноски на данный источник.
Например:
Указ. соч. Иванов И.И. … С. 36.
В примере:
- Указ. соч. – указываем, что на данный источник ранее уже стоит сноска;
- Иванов И.И. – автор материала (если автор отсутствует, указывается наименование);
- «…» (многоточие) – указываем, что это неполный текст источника;
- С. 36. – номер страницы на которой расположен заимствованный материал (указывается при его наличии).
Там же – указывает на то, что данная сноска ссылается на материал, представленный в сноске перед ней, т.е. если 2 (или более) раз сноска ставится на один и тот же источник, после 1 раза вместо всех выходных данных указывается «Там же».
В примере:
- Там же. – указываем что данная сноска на предыдущий источник;
- С. 36. – номер страницы на которой расположен заимствованный материал (указывается при его наличии).
Расстановка затекстовых сносок – особенности, примеры
Требования к затекстовым сноскам представлены в ГОСТ 7.05.2008.
Затекстовые сноски являются отсылкой к списку литературы, поэтому при их расстановке является важным, правильно оформить список литературы, рассортировать его в требуемой последовательности, и после расстановки сносок не добавлять новые источники, так как это приведёт к необходимости перестановки сносок.
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ ТРЕБОВАНИЙ: в некоторых требованиях указано, что список литературы формируется по мере появления ссылок в тексте на источник заимствования информации, в таком случае сноски имеют последовательную нумерацию ([1, с. 25], [2, с. 61], [3, с. 84] и т.д.).
Рассмотрим поэтапную расстановку постраничных ссылок на заимствованный текст:
Этап 1. Источники в списке литературы необходимо расставить в последовательности, указанной в требованиях (это важно, так как в ссылках даётся только номер), если требований нет, то варианты распределения источников в списке литературы можно посмотреть на странице «».
Этап 2. Определить вариант затекстовых сносок, если он не указан в методическом пособии (требованиях учебного заведения), существует несколько вариантов затекстовых сносок, примеры можно посмотреть здесь.
Этап 3. Необходимо расставить сноски на заимствованный текст.
Затекстовые сноски всегда ставятся перед знаком препинания.
Этап 4. Оформление – затекстовые сноски оформляются как и основной текст работы, поэтому в отличие от постраничных отдельно оформлять их не требуется.
Рекомендации по расстановке и оформлению сносок
Для того чтобы расстановка сносок не вызывала трудностей, следует:
- При подборе информации для выполнения работы следует отмечать, какая информация взята, с какого источника и на какой странице в нём она расположена – это позволит не терять время на повторный поиск информации для указания её источника.
- Перед расстановкой сносок оформить список литературы по требованиям методического пособия (положения) – в таком случае не потребуется отдельно оформлять постраничные сноски, а также переставлять сноски в случае с затекстовыми, если список литературы, например, рассортирован неверно.
- Расставлять тот вид сносок, который указан в положении по выполнению работы (методическом пособии), а если таких требований нет, то узнать вид сносок на заимствованный материал у руководителя, в таком случае не придётся их переставлять.
- Использовать только один вид сносок на заимствованный материал.
Ошибки при расстановке и оформлении сносок
Основными ошибками при расстановке сносок на заимствованный материал является:
- Отсутствие сносок – сноски являются обязательным элементом любой школьной и студенческой работы (кроме сочинения), которые показывают авторство того или иного материала, в том случае, если на заимствованный материал не стоит сноска, он перестаёт быть заимствованным и его авторство переходит к автору работы, но с учётом того, что автор работы заимствовал текс, и не указал автора это будет являться плагиатом.
- Наличие различных сносок на заимствованный материал – смешение различных вариантов сносок на источники является ошибкой, т.к. любая работа должна иметь единообразное оформление.
Различные варианты сносок могут быть лишь в том варианте когда, например, сноски на заимствованный материал располагаются в скобках, а в постраничных сносках расположены какие-либо пояснения (например, трактовка понятия, перевод иностранного слова и т.д.).
- Наличие в сносках источников, отсутствующих в списке литературы (в постраничных сносках) – всё источники, расположенные в постраничных сносках, должны присутствовать и в списке литературы.
- Отступление от требований методического пособия (положения) – в том случае если в требованиях указан вариант сносок на литературу его и следует использовать, иначе при проверке руководитель, не обнаружив сносок на заимствованный материал, может не принять работу.
- Отсутствие требуемых выходных данных для идентификации источника (для постраничных сносок) – в сноске должны присутствовать данные об источнике заимствования позволяющие при необходимости его найти.