Дополнительное образование, как фактор всестороннего развития школьника



Дополнительное образование для школьников играет ключевую роль в их всестороннем развитии, выходящем за рамки стандартной школьной программы. В условиях современного общества, где информация и технологии стремительно развиваются, умение адаптироваться и обучаться становится необходимым навыком. Дополнительные образовательные программы такие, как например, курсы по вокалу в Нижнекамске предоставляют школьникам уникальную возможность углубить свои знания и развить индивидуальные интересы.

Виды дополнительного образования для школьников

На сегодняшний день одним из наиболее популярных направлений является художественное образование. К художественному образованию относится:

  1. Рисование
  2. Музыка
  3. Театральное мастерство

Данное направление дополнительного образования развивает не только креативность, но и способствуют формированию гармоничной личности. Занятия в художественных школах, музыкальных академиях или театральных кружках могут стать отличной основой для будущего профессионального роста.

Важным направлением дополнительного образвоания является спортивное. К нему относятся спортивные секции и клубы которые помогают детям развивать физическую выносливость, командный дух и лидерские качества. Занятия спортом способствуют укреплению здоровья и вносят значительный вклад в воспитание дисциплины и ответственности.

Техническое и научное направление также пользуется большим спросом. На данный момент набирают популярность кружки по робототехнике, программированию и естественным наукам, они позволяют школьникам погрузиться в мир новых технологий и наук. Эти занятия не только развивают логическое мышление, но и готовят детей к популярным профессиям.

Еще одним популярным видом дополнительного образования является социально-психологическое. Кружки по актерскому мастерству, ораторскому мастерству и критическому мышлению помогают детям развивать коммуникационные навыки, уверенность в себе и умение работать в команде. Эти навыки необходимы в любой сфере жизни.

Важным аспектом дополнительного образования является участие в конкурсах, олимпиадах и международных проектах открывает новые двери для школьников и может значительно повысить их конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

Распространенность дополнительного образования среди школьников

В рамках проекта «Мониторинг экономики образования» НИУ ВШЭ провела онлайн-опрос в котором приянлия участие 14337 родителей школьников с 1 по 11 класс, представляющих различные регионы Российской Федерации. Это исследование получило название «Роль семьи в образовании ребёнка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой».

В ходе исследования выявлены важные аспекты взаимодействия семьи и школы, а также влияние этого взаимодействия на учебный процесс. Одной из ключевых тем стало обсуждение дополнительного образования школьников, его доступности и роли в развитии детей.

Ознакомиться с полным исследованием можно тут.

Результаты опроса помогли понять, как семьи могут способствовать образовательному процессу и какие факторы влияют на успех детей в учёбе. Анализ данных позволит определить направления для улучшения взаимодействия между родителями, детьми и образовательными учреждениями.

Количество школьников посещающих дополнительные занятия

Рисунок 1 – Количество школьников посещающих дополнительные занятия

Большинство родителей, а именно 78%, подтвердили, что их дети участвуют в дополнительных занятиях, как в школьной системе, так и вне её. Эти занятия могут варьироваться от кружков по интересам и спортивных секций до репетиторства и художественных студий.

Количество кружков/секций посещаемых школьниками

Рисунок 2 – Количество кружков/секций посещаемых школьниками

Среди учащихся, которые занимаются дополнительным образованием, 32% посещают только один кружок или секцию. Ещё 23% детей занимаются в двух кружках, и такая же доля школьников — 23% — участвует в трех и более секциях.

Организации, в которых учащиеся посещают дополнительные занятия (помимо школы)

Рисунок 3 - Организации, в которых учащиеся посещают дополнительные занятия (помимо школы)

Дети, как правило, предпочитают дополнительные занятия в муниципальных или государственных учреждениях дополнительного образования. Это могут быть спортивные, музыкальные и художественные школы, а также дома творчества. Такие заведения предлагают разнообразные программы и помогают развивать таланты ребят.

На втором месте по популярности находятся частные организации, которые также предлагают образовательные услуги. Эти учреждения зачастую привлекают внимание родителей и детей благодаря индивидуальному подходу и более гибким программам обучения.

Занятия в других школах, включая специализированные курсы и кружки, занимают третье место. Эти занятия могут быть как на базе обычной школы, так и в рамках образовательных учреждений. В результате разнообразия предлагаемых программ и форматов, у детей есть возможность выбирать, что именно их интересует и в чем они хотят развиваться.

Направления дополнительных занятий посещаемые школьниками

Рисунок 4 – Направления дополнительных занятий посещаемые школьниками (респонденты могли выбрать больше одного направления дополнительных занятий)

52% участников в качестве дополнительных занятий выбрали спорто. На втором месте по интересу – занятия различными видами искусства, которые посещают 40% учащихся. Третью позицию занимают иностранные языки и уроки по школьной программе. Наименьшее количество школьников посещаю занятия связанные с наукой (3%) и туризмом (3%).

Среднее количества часов дополнительных занятий в зависимости от возраста школьников

Рисунок 5 – Среднее количества часов дополнительных занятий в зависимости от возраста школьников

Разнообразные курсы дополнительного образования могут не только дополнять школьную программу, устраняя её пробелы, но и расширять образовательные горизонты школьников. Компенсаторные занятия имеют другую спсицифику, они помогают восполнить недостаток знаний, в то время как развивающие занятия способствуют общему развитию.

Тем не менее, когда речь идет о дополнительных занятиях, не связанными с основным школьным курсом, наблюдается интересная динамика. В начале обучения школьники проявляют активность в дополнительных занятиях, которая немного возрастает, но к 7-му классу она начинает снижаться, достигая в среднем 5,22 часа в неделю (в 6-ом классе – 5,97 часов). Это может быть связано с переходным возрастом, когда школьникам становится труднее поддерживать мотивацию, а также с актуальными задачами по подготовке к итоговым испытаниям.

С 8-го класса количество часов, посвящаемых компенсаторным занятиям, начинает увеличиваться, в это время удваивается их количество: с 2,99 часов в начале 8-го класса до 5,09 часов к 11-му классу. Соответственно, образовательные потребности школьников становятся более выраженными в старших классах.

Влияние дополнительного образования на развитие школьника

Дополнительное образование (посещение кружков и секций) оказывает значительное влияние на школьников:

  1. Способствует выявлению и развитию талантов. Участие в кружках, секциях и специализированных курсах позволяет детям заниматься тем, что им по-настоящему интересно. Занятия по интересам формируют у детей чувство самореализации, повышают самооценку и мотивацию к обучению.
  2. Развивает социальные навыки. Занимаясь в группах, школьники обретают новые знакомства, учатся работать в команде и коммуницировать с окружающими. Что в совю очередь способствует формированию социокультурных компетенций и умению адаптироваться в различных социальных ситуациях.
  3. Подготовка к будущей профессиональной деятельности. Многие дополнительные занятия, такие как курсы иностранного языка, IT-обучение или различные мастер-классы, помогают школьникам получить навыки, которые станут полезными в будущем, приобретенные знания и опыт могут существенно повысить шансы подростка на зачисление в престижное учебное заведение или успешное трудоустройство.
  4. Позволяет развить критическое мышление и креативность. Занимаясь исследовательскими проектами или творческими конкурсами, школьники учатся анализировать информацию, генерировать идеи и находить нестандартные решения.
  5. Способствует формированию привычки к самостоятельной учебе. Школьники, вовлеченные в дополнительные программы, учатся организовывать своё время, планировать свои занятия и нести ответственность за свои достижения.

----


Реклама


Я отдыхаю... можно мне не мешать...

Помощь с работами

поможем выполнить уникальную работу

Статьи в категории

Реклама

Метки

© Copyright 2019-2025, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание индивидуальных проектов, а также проектных работ.