Дополнительное образование для школьников играет ключевую роль в их всестороннем развитии, выходящем за рамки стандартной школьной программы. В условиях современного общества, где информация и технологии стремительно развиваются, умение адаптироваться и обучаться становится необходимым навыком. Дополнительные образовательные программы такие, как например, курсы по вокалу в Нижнекамске предоставляют школьникам уникальную возможность углубить свои знания и развить индивидуальные интересы.
На сегодняшний день одним из наиболее популярных направлений является художественное образование. К художественному образованию относится:
Данное направление дополнительного образования развивает не только креативность, но и способствуют формированию гармоничной личности. Занятия в художественных школах, музыкальных академиях или театральных кружках могут стать отличной основой для будущего профессионального роста.
Важным направлением дополнительного образвоания является спортивное. К нему относятся спортивные секции и клубы которые помогают детям развивать физическую выносливость, командный дух и лидерские качества. Занятия спортом способствуют укреплению здоровья и вносят значительный вклад в воспитание дисциплины и ответственности.
Техническое и научное направление также пользуется большим спросом. На данный момент набирают популярность кружки по робототехнике, программированию и естественным наукам, они позволяют школьникам погрузиться в мир новых технологий и наук. Эти занятия не только развивают логическое мышление, но и готовят детей к популярным профессиям.
Еще одним популярным видом дополнительного образования является социально-психологическое. Кружки по актерскому мастерству, ораторскому мастерству и критическому мышлению помогают детям развивать коммуникационные навыки, уверенность в себе и умение работать в команде. Эти навыки необходимы в любой сфере жизни.
Важным аспектом дополнительного образования является участие в конкурсах, олимпиадах и международных проектах открывает новые двери для школьников и может значительно повысить их конкурентоспособность на рынке труда в будущем.
В рамках проекта «Мониторинг экономики образования» НИУ ВШЭ провела онлайн-опрос в котором приянлия участие 14337 родителей школьников с 1 по 11 класс, представляющих различные регионы Российской Федерации. Это исследование получило название «Роль семьи в образовании ребёнка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой».
В ходе исследования выявлены важные аспекты взаимодействия семьи и школы, а также влияние этого взаимодействия на учебный процесс. Одной из ключевых тем стало обсуждение дополнительного образования школьников, его доступности и роли в развитии детей.
Ознакомиться с полным исследованием можно тут.
Результаты опроса помогли понять, как семьи могут способствовать образовательному процессу и какие факторы влияют на успех детей в учёбе. Анализ данных позволит определить направления для улучшения взаимодействия между родителями, детьми и образовательными учреждениями.
Рисунок 1 – Количество школьников посещающих дополнительные занятия
Большинство родителей, а именно 78%, подтвердили, что их дети участвуют в дополнительных занятиях, как в школьной системе, так и вне её. Эти занятия могут варьироваться от кружков по интересам и спортивных секций до репетиторства и художественных студий.
Рисунок 2 – Количество кружков/секций посещаемых школьниками
Среди учащихся, которые занимаются дополнительным образованием, 32% посещают только один кружок или секцию. Ещё 23% детей занимаются в двух кружках, и такая же доля школьников — 23% — участвует в трех и более секциях.
Рисунок 3 - Организации, в которых учащиеся посещают дополнительные занятия (помимо школы)
Дети, как правило, предпочитают дополнительные занятия в муниципальных или государственных учреждениях дополнительного образования. Это могут быть спортивные, музыкальные и художественные школы, а также дома творчества. Такие заведения предлагают разнообразные программы и помогают развивать таланты ребят.
На втором месте по популярности находятся частные организации, которые также предлагают образовательные услуги. Эти учреждения зачастую привлекают внимание родителей и детей благодаря индивидуальному подходу и более гибким программам обучения.
Занятия в других школах, включая специализированные курсы и кружки, занимают третье место. Эти занятия могут быть как на базе обычной школы, так и в рамках образовательных учреждений. В результате разнообразия предлагаемых программ и форматов, у детей есть возможность выбирать, что именно их интересует и в чем они хотят развиваться.
Рисунок 4 – Направления дополнительных занятий посещаемые школьниками (респонденты могли выбрать больше одного направления дополнительных занятий)
52% участников в качестве дополнительных занятий выбрали спорто. На втором месте по интересу – занятия различными видами искусства, которые посещают 40% учащихся. Третью позицию занимают иностранные языки и уроки по школьной программе. Наименьшее количество школьников посещаю занятия связанные с наукой (3%) и туризмом (3%).
Рисунок 5 – Среднее количества часов дополнительных занятий в зависимости от возраста школьников
Разнообразные курсы дополнительного образования могут не только дополнять школьную программу, устраняя её пробелы, но и расширять образовательные горизонты школьников. Компенсаторные занятия имеют другую спсицифику, они помогают восполнить недостаток знаний, в то время как развивающие занятия способствуют общему развитию.
Тем не менее, когда речь идет о дополнительных занятиях, не связанными с основным школьным курсом, наблюдается интересная динамика. В начале обучения школьники проявляют активность в дополнительных занятиях, которая немного возрастает, но к 7-му классу она начинает снижаться, достигая в среднем 5,22 часа в неделю (в 6-ом классе – 5,97 часов). Это может быть связано с переходным возрастом, когда школьникам становится труднее поддерживать мотивацию, а также с актуальными задачами по подготовке к итоговым испытаниям.
С 8-го класса количество часов, посвящаемых компенсаторным занятиям, начинает увеличиваться, в это время удваивается их количество: с 2,99 часов в начале 8-го класса до 5,09 часов к 11-му классу. Соответственно, образовательные потребности школьников становятся более выраженными в старших классах.
Дополнительное образование (посещение кружков и секций) оказывает значительное влияние на школьников:
© Copyright 2019-2025, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание индивидуальных проектов, а также проектных работ.