Система образования нуждается в постоянной модернизации для того, чтобы сохранять и повышать её качество. В связи с этим приходится вносить существенные изменения как в сферу профессиональной деятельности педагога, так и образовательного учреждения в целом.
Обучающийся в современной школе – активный участник образовательной деятельности. Традиционная модель обучения в виде простой трансляции знаний от учителя к ученику уходит в прошлое. Процесс обучения больше напоминает сотрудничество: педагог и обучающийся совместно планируют и реализуют две основные задачи – как ученику овладеть знаниями; как приобрести ему опыт решения учебных и жизненных проблем в процессе обучения.
Педагог и обучающийся взаимодействуют в рамках совершенно новой модели. Позиция ребёнка становится активной, учитель – в позиции управляющего (фасилитатора). Центр «тяжести» системы «ученик-учитель» смещается в сторону ученика. Следовательно, современному учителю необходимо изменить представления о характере взаимодействия между субъектами в такой системе.
Переход на новую парадигму образования обусловлен необходимостью формировать важные компетентности обучающихся. Такие, которые способствуют их социализации и личностному развитию. Компетентность выступает в качестве интегрального качества личности. Она характеризует уровень развития способностей по решению проблем и типичных задач, в основе которых реальные жизненные ситуации с опорой на знания, учебный и жизненный опыт, ценности и наклонности.
Многоцелевая и многофункциональная направленность исследовательской и проектной деятельности обучающихся делает их использование в современном образовании актуальной. В целостном образовательном процессе они находят особое место. Благодаря этим видам деятельности, помимо системных базовых знаний и ключевых компетенций, которыми овладевает учащийся, создаются условия многостороннего развития личности.
Нередко понятия «исследовательской деятельности» и «проектной деятельности» отождествляются в различных источниках по педагогике и психологии. Об «исследовательском методе обучения» и «методе проектов» также говорят, как о синонимах. Однако, эти понятия существенно отличаются по смыслу. Поэтому с точки зрения теории и образовательной практики необходимо указать сходства и различия между ними.
Сущность проектной деятельности учащихся, как компонента проектного обучения состоит в выявлении и удовлетворении их потребностей с помощью процесса проектирования и создания продукта – идеального или материального. При этом проектному продукту должна быть свойственна объективная или субъективная новизна. В результате такой творческой работы ученик решает практическую задачу. Цель и содержание деятельности определяет сам ученик или совместно с педагогом. Для её осуществления требуется теоретическая проработка и практическая реализация под руководством учителя.
Исследовательская деятельность успешно сочетается с элементами проектной деятельности. Исследовательский метод обучения используется для выработки новых (субъективно или объективно) знаний. Существенное отличие исследовательской деятельности от проектной заключается в том в результате первой активности ученик не создаёт какой-либо планируемый объект, модель или прототип. Проект завершается созданием и фактическим получением заранее известного по характеристикам продукта. Что получится в результате исследования, заранее точно не известно. Здесь мы обходимся только предположением, т.е. научной гипотезой.
Вместе с тем, исследовательская и проектная деятельность имеют ряд общих характеристик в плане организации и управления процессом:
Основными целями, которые выполняет проектная деятельность:
С учётом того, что исследовательская деятельность используется для выработки новых (субъективно или объективно) знаний, то основной целью выступает получение новых знаний и умений путём создания заранее известного по характеристикам продукта.
Проектная деятельность является обязательным этапом получения образования для любого ученика, она позволяет выйти за рамки программы обучения используемой в образовательной организации и получить дополнительные навыки и знания, кроме того, обучающийся делится полученными им знаниями с другими участниками образовательного процесса (одноклассниками, одногруппниками), что также является положительным моментом в процессе проектной деятельности.
© Copyright 2019-2025, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание индивидуальных проектов, а также проектных работ.