В процессе исследовательской деятельности учащиеся осваивают умения и навыки, необходимые для решения задач различного типа. Задачи не имеют решений, приводящих к известным алгоритмам. Учебная исследовательская деятельность осуществляется по тем же правилам, которые применяются при проведении научных исследований, проводимых при выполнении курсовых, дипломных работ.
При этом следует понимать, что уровень научного исследования зависит от возраста обучающегося, его объём и сложность должны повышаться, при этом начальной точкой не могут быть исследования, схожие с теми, которые проводят студент в вузах.
Перечень действий, которые нужно выполнить на основных этапах:
Структура любого исследования подобна вышеизложенной, независимо от того, в какой научной области оно проводится: естественно-научной или гуманитарной. Такой алгоритм – норма его проведения. Этот формат – неотъемлемая принадлежность исследовательского поиска.
Реализация проектной деятельности осуществляется в форме совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности обучающихся. Она характеризуется общей целью, согласованными методами, способами деятельности, направленными на получение общего продукта деятельности.
В качестве непременного условия проектной деятельности можно выделить следующие процедуры:
Проектно-исследовательской деятельностью принято называть деятельность, в процессе которой проектируется собственное исследование. Здесь реализуется следующий алгоритм:
Главный смысл исследования в образовательной практике в том, что он носит учебный характер. Другими словами, главная цель подобного исследования состоит не в получении объективно новых знаний, а в развитии личности.
В рамках любой науки, главная цель исследования – получить новые знания. В системе образования исследовательская деятельность проводится с совершенно другой целью. Здесь важно, чтобы учащийся приобрёл исследовательские навыки, сформировал исследовательский тип мышления, активизировал личностную позицию в образовательном процессе с учётом приобретённых новых знаний. Эти знания можно назвать новыми лишь с субъективной точки зрения.
Включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в общий образовательный процесс можно осуществить в рамках различных подходов: личностного, ситуационного и задачного.
Основной критерий эффективности организации этих видов познавательной и преобразовательной деятельности – уровень обогащения исследовательского опыта учащегося. Педагог при этом создаёт условия, необходимые для совершенствования учеником своих индивидуальных способностей, развития себя как личности.
Организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность с помощью задачного подхода можно следующим образом. Ученики решают учебно-исследовательские задачи, связанные с выполнением определённых действий. Учебно-исследовательская задача – основная единица соответствующей деятельности. В основе формулировки такой задачи лежит учебный материал. Материал для изучения преподносится как проблемная задача. Чтобы решить её, требуется выполнение определённых действий, вытекающих из логики исследования.
В случае ситуационного подхода для организации рассматриваемых видов деятельности, управление ими осуществляется в формате взаимодействия субъектов образовательного процесса. Суть подхода в том, чтобы поддержать неразрывное прямое и обратное воздействие, органически сочетать изменения субъектов, участвующих в деятельности и оказывающих воздействие друг на друга.
Учебное исследование применяется не только для того, чтобы решать конкретные значимые проблемы, но и овладеть универсальными способами, позволяющими решать их. В основе этого подхода лежит создание учебных ситуаций, способствующих получению новых знаний и освоению способов решения проблем.
Проверь насколько выполнена твой индивидуальный проект (проектная работа)
Перейти© Copyright 2019-2024, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание индивидуальных проектов, а также проектных работ.