Проектная и исследовательская деятельность учащихся: особенности и функции



В процессе исследовательской деятельности учащиеся осваивают умения и навыки, необходимые для решения задач различного типа. Задачи не имеют решений, приводящих к известным алгоритмам. Учебная исследовательская деятельность осуществляется по тем же правилам, которые применяются при проведении научных исследований, проводимых при выполнении курсовых, дипломных работ.

Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности
Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности

При этом следует понимать, что уровень научного исследования зависит от возраста обучающегося, его объём и сложность должны повышаться, при этом начальной точкой не могут быть исследования, схожие с теми, которые проводят студент в вузах.

Этапы реализации исследования

Перечень действий, которые нужно выполнить на основных этапах:

  • поставить проблему;
  • изучить теорию, посвящённую выбранной проблематике;
  • подобрать методики исследования (также их именуют приёмами исследования) и практически освоить их;
  • собрать собственный (теоретический) материал по теме;
  • проанализировать и обобщить свой материал;
  • дать научный комментарий;
  • сделать собственные выводы.

Структура любого исследования подобна вышеизложенной, независимо от того, в какой научной области оно проводится: естественно-научной или гуманитарной. Такой алгоритм – норма его проведения. Этот формат – неотъемлемая принадлежность исследовательского поиска.

Формы реализации проектной деятельности

Реализация проектной деятельности осуществляется в форме совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности обучающихся. Она характеризуется общей целью, согласованными методами, способами деятельности, направленными на получение общего продукта деятельности.

В качестве непременного условия проектной деятельности можно выделить следующие процедуры:

  • заранее составить представление о конечном продукте проекта;
  • выработать концепцию;
  • определить цели и задачи проекта;
  • обозначить доступные и оптимальные ресурсы деятельности;
  • разработать план-график и программу организации деятельности по выполнению проекта;
  • создать продукт;
  • осмыслить и отрефлексировать результаты деятельности.

Проектно-исследовательской деятельностью принято называть деятельность, в процессе которой проектируется собственное исследование. Здесь реализуется следующий алгоритм:

  • выделить цели и задачи;
  • обозначить принципы отбора методик исследования;
  • составить план проведения исследования;
  • определить ожидаемые результаты;
  • оценить реализуемость исследования;
  • определить необходимые ресурсы.

Отличие учебного исследования от научного исследования

Главный смысл исследования в образовательной практике в том, что он носит учебный характер. Другими словами, главная цель подобного исследования состоит не в получении объективно новых знаний, а в развитии личности.

В рамках любой науки, главная цель исследования – получить новые знания. В системе образования исследовательская деятельность проводится с совершенно другой целью. Здесь важно, чтобы учащийся приобрёл исследовательские навыки, сформировал исследовательский тип мышления, активизировал личностную позицию в образовательном процессе с учётом приобретённых новых знаний. Эти знания можно назвать новыми лишь с субъективной точки зрения.

Включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в общий образовательный процесс можно осуществить в рамках различных подходов: личностного, ситуационного и задачного.

Основной критерий эффективности организации этих видов познавательной и преобразовательной деятельности – уровень обогащения исследовательского опыта учащегося. Педагог при этом создаёт условия, необходимые для совершенствования учеником своих индивидуальных способностей, развития себя как личности.

Организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность с помощью задачного подхода можно следующим образом. Ученики решают учебно-исследовательские задачи, связанные с выполнением определённых действий. Учебно-исследовательская задача – основная единица соответствующей деятельности. В основе формулировки такой задачи лежит учебный материал. Материал для изучения преподносится как проблемная задача. Чтобы решить её, требуется выполнение определённых действий, вытекающих из логики исследования.

В случае ситуационного подхода для организации рассматриваемых видов деятельности, управление ими осуществляется в формате взаимодействия субъектов образовательного процесса. Суть подхода в том, чтобы поддержать неразрывное прямое и обратное воздействие, органически сочетать изменения субъектов, участвующих в деятельности и оказывающих воздействие друг на друга.

Учебное исследование применяется не только для того, чтобы решать конкретные значимые проблемы, но и овладеть универсальными способами, позволяющими решать их. В основе этого подхода лежит создание учебных ситуаций, способствующих получению новых знаний и освоению способов решения проблем.



Помогла статья, поделись ссылкой



Реклама


Я отдыхаю... можно мне не мешать...

Помощь с проектными работами

поможем выполнить уникальный индивидуальный проект

Реклама

Опрос

Мешает ли Вам реклама на сайте?

Анонимный опрос в нашем Телеграм-канале

© Copyright 2019-2024, WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ.