Жизненным циклом проекта (project life cycle) называется промежуток времени от начала зарождения идеи до завершения проекта(проектно-исследовательской работы). Его ещё называют проектным циклом.
В данной статье попробуем разобраться с сущностью первого этапа или фазы проектного цикла – проблематизацией. Процедура проблематизации, по существу, сводится к ценностному самоопределению человека в проблемном поле проекта. Что это означает?
Проблема проектной (исследовательской) работы – что это такое и её особенности
Очевидно, что включение обучающегося в проектную деятельность является достаточно сложным процессом, если у человека отсутствует внутренняя установка на преобразование и положительная мотивация. Поэтому задача педагога – оказать помощь в поиске и формулировке какой-либо проблемы для начала выполнения проектной (исследовательской) работы.
Разработке всякого проекта предшествует осознание некоторой потребности в создании или преобразовании чего-то. Нередко, представляя проект, учащиеся говорят, что по результатам выполнения проекта:
- «Хотим улучшить экологическое состояние поймы реки»;
- «Хотим создать детскую студию мультфильмов»;
- «Хотим провести выставку рисунков учащихся» и т.д.
Такие фразы лишь обозначают продукт проектной деятельности, пока они передают лишь не совсем чёткое намерение. Если какая-то команда хочет создать студию мультфильмов или провести выставку, то нужно решить, какой она должна быть. Если не определить чётко, что требуется, нет никакой гарантии в достижении искомого результата.
Наличие потребности у человека или группы людей может привести к возникновению проблемной ситуации. Но не обязательно, что так будет всегда. Если у человека жажда, но при этом он легко может найти воду, то проблемы просто нет. Другое дело, когда он оказался в пустыне и у него нет воды, то есть наличие проблемы зависит от большого количества факторов, которые необходимо учитывать.
Признаки проблемы в проектной (исследовательской) работе
Проблемной можно называть ситуацию, которая характеризуется двумя основными признаками:
- есть актуальная потребность в чём-то, другими словами, существует заметная разница между тем, что есть, и тем, что требуется в данный момент времени;
- нет ясности в том, как преодолеть эту разницу или несоответствие.
Принято утверждать, что хорошо поставленная проблема уже наполовину решена. Тогда попытаемся ответить на следующие вопросы:
- Как понять, что проблема поставлена хорошо?
- По каким критериям можно оценивать то, что проблема сформулирована удачно?
Основные требования к постановке проблемы в проектной (исследовательской) работе
Существует четыре основных требования к постановке проблемы:
- Говоря о проблеме, в первую очередь мы выделяем объект нашего воздействия. Но всегда ли при этом отвечаем на вопросы, в чём наши мотивы улучшения или создания чего-то, нужно ли это вообще и кому? Не ответив на эти вопросы, нельзя быть уверенным в существовании, актуальности проблемы и необходимости её решения. Таким образом, первым важнейшим требованием к постановке проблемы служит обоснование её актуальности.
- К объектам, подвергаемым совершенствованию или создаваемым в ходе проектной деятельности, предъявляют различные требования. Поэтому, совершенствуя или создавая какой-то объект и решая, какими свойствами он должен обладать, нужно задаться вопросом: «С точки зрения кого?» Поэтому второе важнейшее требование к постановке проблемы – выяснить, насколько обоснованы требования к потребительским свойствам создаваемого или совершенствуемого объекта.
- Требования к качеству совершенствуемого или создаваемого объекта должны быть сформулированы так, чтобы они могли быть проверены каким-либо известным способом на их соответствие полученному результату. В таких случаях говорят об операциональности определения показателей. Следовательно, проблема должна быть определена операционально. В этом состоит смысл третьего важного требования к её постановке.
- Операционально нужно определять нужно не только то, что требуется, но и то, что есть. В этом условие правильности соотнесения того и другого и оценки степени их несоответствия. Поэтому четвёртое важное требование – операционально определить то, что есть, и степень его несоответствия тому, что требуется.
Подводя итоги, сформулируем основные мысли. Проблему можно считать хорошо поставленной, если:
- выявлена потребность в создании или улучшении чего-то;
- проведено обоснование актуальности этого изменения или создания;
- операционально определено, что есть и что требуется;
- показано несоответствие между начальным и конечным состоянием объекта.